В руководстве Евросоюза по итогам выборов в Европарламент тоже есть изменения. Урсула фон дер Ляйен пост главы Еврокомиссии, похоже, сохраняет, но главой европейской дипломатии становится экс-премьер Эстонии Кая Каллас. Выбор, откровенно говоря, странный.
Евросоюз перерезает последние коммуникации с Россией. А как иначе, если во главе Евродипломатии вот-вот окажется лицо, находящееся в российском федеральном розыске. Впрочем, именно эту цель – предотвращение любых контактов с Москвой – в Брюсселе и преследуют, выдвигая на пост верховного представителя по внешним делам и политике безопасности эстонского премьера Каю Каллас. Для нее переезд из Таллина в Брюссель, конечно, резкий карьерный взлет, исполнение заветного желания, которое открыто лелеют все деятели прибалтийских государств. И она будет оправдывать доверие с не меньшим рвением, чем старалась его заслужить. Уже начала.
"Цена, которую мы платим за помощь Украине для ее усилий по защите от российского империализма, слишком маленькая по сравнению с тем, что может дальше быть, если агрессия будет побеждать. Мы должны определить победу как нашу цель в войне. Как сказал историк Снайдер, вы не всегда выигрываете войну, но вы никогда ее и не выиграете, если победа не будет определена как цель", – заявила Кая Каллас, премьер-министр Эстонии.
Цель Запада – победить Россию. С того памятного момента, когда Бербок в Европарламенте фактически объявила России войну, мало кто так откровенно определял истинное положение дел.
В самой Европе Каллас характеризуют по-разному. Лидер французской партии "Патриоты" Флориан Филиппо назвал ее "одержимой войной истеричкой с интуитивной ненавистью к России и слепым подчинением НАТО". А еще ее называют "принцессой войны", видимо, с намеком на то, что "королева" – это сама госпожа Урсула фон дер Ляйен.
На неделе лидеры ЕС также утвердили ее главой Еврокомиссии на второй срок. Европарламент вновь доверили итальянке Роберте Метсола, а Евросовет – бывшему премьеру Португалии Антонио Кошта, который для многих представляет загадку, такой черный ящик, но, если в нем и скрыт какой-то сюрприз, компания все равно его испортит. Список ключевых кандидатур одобрен почти единогласно. Против проголосовала премьер Италии Джорджа Мелони.
"Такого еще никогда не бывало, чтобы мы обсуждали, кто займет тот или иной важный пост, не принимая во внимание аргументы победившего большинства, аргументы оппозиции. Создается очень опасный прецедент! Мне говорят, что в Европе именно так все и работает. Неважно, готов ты покориться, или будешь сопротивляться, это никого волнует. В Европе такие правила – нужно делать то, что решило так называемое большинство", – возмутилась премьер-министр Италии Джорджа Мелони.
Мелони обижена. Она рассчитывала на то, что победа ее фашистской партии "Братья Италии" на выборах в Европарламент может быть конвертирована в какие-нибудь важные брюссельские посты, а оказалось, что все "мимо носа", не такой уж она и ценный союзник. Особенно забавно, что в ожидании торгов с Урсулой фон дер Ляйен Мелони оттолкнула от себя политически близких правых, в частности, партию венгерского премьера.
Но теперь блудным "Братьям", видимо, придется голосовать вместе c партией FIDESZ Виктора Орбана, когда кадровый вопрос поступит на окончательное утверждение в Европейский парламент. Венгрия – вторая страна, руководство которой не впечатлил предложенный список кандидатур.
"Прошедшие пять лет были, возможно, худшими пятью годами в истории ЕС… На выборах в Европарламент люди показали, что хотят изменений в Брюсселе. Но то, как сейчас все выглядит, у власти останется та же правящая коалиция. Я не испытываю радости от того, что сейчас происходит. Урсула фон дер Ляйен показала слабые результаты, Европа нуждается в более эффективном руководстве", – считает премьер министр Венгрии Виктор Орбан.
То, что с Орбаном не договориться, было понятно заранее, и Брюссель торопился закрыть на июньском саммите несколько чувствительных вопросов, потому что с 1 июля председательство в ЕС на полгода переходит к Венгрии, от которой можно ожидать саботажа.
И самое первое – это воровство российских денег, то есть перечисление в Европейский фонд мира (из него ЕС финансирует закупку оружия для ВСУ) доходов от реинвестирования замороженных российских активов в размере 1 миллиарда 400 миллионов евро. Будапешт просто исключили из обсуждения. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярту назвал это бесстыдным нарушением правил. Но, как объяснил шеф евродипломатии Жозеп Боррель, который пока еще не передал дела Каллас, венгры не принимали решения обокрасть Россию, так что и не им решать, как распорядиться краденным.
"Хорошо, что мы можем забрать эти деньги и дать больше военной помощи Украине. Думаю, сегодня отличный день, чтобы продолжить демонстрацию нашей непоколебимой решимости поддерживать Украину", – подчеркнул глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель.
С Украины в очередной раз притащили Владимира Зеленского. Этот ловит любую возможность сбежать из Киева – появится на день и снова по Европам. В трансляцию попала сцена его общения с Виктором Орбаном, который изображал что-то похожее на взрыв и энергично рубил воздух рукой, как будто советовал в следующие полгода не требовать слишком многого и двигаться по плану. Зеленский кивал, как будто соглашался, наверное, врал, как всегда. Впрочем, сломанные часы дважды в день показывают правильное время, так что, и он один раз все-таки сказал правду.
"Мы должны разработать и подготовить этот план урегулирования и положить его на стол в течение нескольких месяцев. У нас мало времени, потому что у нас много раненых и погибших", – сообщил президент Украины Владимир Зеленский.
Зеленский и его куратор от Запада Ермак готовят очередную якобы мирную конференцию – по типу той, что две недели назад провалилась в Швейцарии. Только ленивый не написал, что Россию в Бюргеншток не пригласили для того, чтобы понять, что без России вообще все бессмысленно, в том числе, и гарантии безопасности кому бы то ни было.
Поводом к появлению Зеленского в Брюсселе как раз стало подписание соответствующего договора с Евросоюзом, несмотря на то, что с доброй половиной стран ЕС Зеленский что-то похожее по форме и содержанию уже подписал. В случае военной агрессии Брюссель обязуется в течение 24 часов провести с Киевом консультации по этому поводу. Ничего, чтобы выходило за стандартные рамки. Очередная пустышка. Европе, на самом деле, нужно одно – обязательство от Украины продолжать войну. Европа даст деньги и оружие. Постарается, по крайней мере.
Урсула фон дер Ляйен на саммите рассчитывала заручиться одобрением кредита в 50 миллиардов долларов, обеспеченного российским активами, который для Киева уже согласовала "большая семерка". Сходу продавить европейских лидеров на этот шаг у нее не получилось. Без особого восторга была встречена также идея направить в течение 10 лет 500 миллиардов евро на расширение европейского ВПК. Этими деньгами Урсула фон дер Ляйен хочет наполнить свой проект по введению должности еврокомиссара по обороне, с прилагающимся к этой должности чиновничьим аппаратом. В качестве претендентов на пост упоминаются глава МИД Польши Сикорский и все тот же Баррозу, который ради этого, конечно, готов отложить выход на пенсию.
"Европейцы недостаточно инвестировали в оборону, и теперь нам нужно наверстать потерянное время. Нам нужно подумать о том, как мы профинансируем большой рывок к увеличению наших оборонных возможностей", – объясняет Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности.
Единственный вопрос, который на саммите был закрыт окончательно, это 14-й пакет антироссийских санкций. В нем запрет на реэкспорт российского сжиженного газа через европейские порты и еще 116 организации и физических лиц: детский лагерь "Артек", "Уральские авиалинии", Общественный фонд Ахмата Кадырова, мама Рамзана Кадырова, трехкратная олимпийская чемпионка Мария Киселева, певица Полина Гагарина, певец Шаман.
На неделе развитие получила история с преследованием российского предпринимателя Алишера Усманова (он под санкциями уже давно) прокуратурой Франкфурта-на-Майне, которая все пытается обвинить Усманова в отмывании денег, несмотря на то, что суд Франкфурта еще в прошлом году признал обыски и другие следственные действия в отношении бизнесмена незаконными. Немецкое издание BNE Intellinews пишет, что обвинения против Усманова не прошли проверку в Кельне в крупнейшей прокуратуре Германии, которая просто отказалась возбуждать дело за отсутствием состава преступления.
Таким образом, франкфуртские прокуроры и сами могут попасть под статью за преследование заведомо невиновного. При этом сложно отрицать, что санкции действительно создают иллюзию того, что в отношении попавшего под них возможен любой произвол. В этом смысле те, кто стоят за всей антироссийской кампанией, оказываются соучастниками преступления. Возможно, им и не грозит скамья подсудимых, но суд избирателей над ними уже идет.
Президент Франции Макрон вызван на него сегодня, премьер Британии Сунак – в следующий четверг. Возможно, недалек тот день, когда суд свершится и над канцлером Германии Олафом Шольцем.
"Правда уже в том, что многие граждане не согласны с тем, что мы поддерживаем Украину, не согласны с тем, что мы ввели санкции против России. Это вновь отразилось на результатах выборов. Но, на мой взгляд, альтернативы нет, чтобы менять это сейчас", – заявил канцлер Германии Олаф Шольц.
У Шольца явно неудачная неделя, неудачные интервью и выступления. Порезался, когда брился, теперь пластырь на весь подбородок. Шольц не видит альтернативы, и это говорит о том, что он окончательно принял для себя роль неудачника, самого слабого канцлера в истории Германии, потому что не может найти в себе воли, чтобы скорректировать курс государства в соответствии с ожиданиями немцев.
Это не мешает ему обвинять "Альтернативу для Германии" (АдГ) в частом просмотре программ российского информационного холдинга RT. Но то, что в сторону АдГ начинают поглядывать те, кого в этом ну никак не упрекнешь, симптоматично. На неделе Фридрих Мерц, лидер крупнейшей партии Германии, ныне оппозиционной ХДС, начал корректировать свой курс. Он больше не требует немедленно поставить на Украину ракеты Taurus. Он, как будто, вообще сомневается в том, что больше оружия – это выход.
"71% немцев говорят, что больше не хотят помогать Украине, то есть хотят сохранить поддержку на сегодняшнем уровне или уменьшить. Дискуссии разгораются о поставках оружия. Я всегда говорил, что мы должны были сделать больше в самом начале. Но сейчас нет смысла оглядываться на 2,5 года назад. Мы должны смотреть вперед и должны видеть, что мы открываем возможности для того, чтобы в какой-то момент этот конфликт был завершен", – заявил Фридрих Мерц, лидер Христианско-демократического союза Германии.
Динамика настроения общества понятна, и ХДС начинает понемногу дистанцироваться от наиболее оголтелой части политикума, требующей наращивания поставок оружия и техники ВСУ. Это точка зрения особенно непопулярна на востоке страны – в Бранденбурге, Саксонии и Тюрингии, где в сентябре будут выбирать местные парламенты. И, похоже, что "Альтернатива для Германии" там будет партией номер один, а ХДС – партией номер два. Почему бы и не коалиция? А вот для социал-демократов и "зеленых" там все совсем плохо, просто катастрофа, и правящим партиям не остается ничего, кроме как ждать ее приближения. Канцлер старательно скрывает, но, кажется, у него депрессия.
"Ясно одно, что возврата к старым добрым временам, которые, на самом деле, не были такими уж хорошими, не будет. Что нам необходимо, так это политическая перспектива, которая позволит обеспечить уверенное будущее во времена нестабильности", – говорит канцлер Германии Олаф Шольц.
Старые добрые времена, которые были не очень хорошими – о чем это? О дешевых ценах на газ, нулевых заимствованиях на внешнем рынке, стабильном торговом профиците и социальном государстве, которое сейчас идет под нож ради наполнения военной казны. Если не это, то непонятно, что вообще может быть хорошо. Одно кажется бесспорным: возврата к старым добрым временам в Германии не ожидается, а значит, и в Европе тоже.
Несмотря на то, что утвердить новый состав руководства ЕС в Европарламенте будет сложнее, чем обычно, это не стоит считать какой-то не решаемой задачей для Урсулы фон дер Ляйен и ее Европейской народной партии. Кого можно уговорить – уговорят, кого нельзя – купят. Тут интереснее, что будет потом, как это будет работать. Современный Евросоюз чем-то напоминает поздний СССР, когда не меняется ничего и меняется все.