Особое раздражение на Западе вызвали кадры кортежа Орбана, на которых он передвигается по Москве на российском подсанкционном "Аурусе", и видеоролик по результатам поездки под названием "Миротворческая миссия. Остановка вторая".
Путин после трехчасовых переговоров ясно обозначает условия для полного прекращения огня. Россия готова к мирному процессу урегулирования.
"Это должно быть не просто перемирие или временная приостановка огня, не какая-то пауза, которую киевский режим мог использовать, чтобы восстановить потери, перегруппироваться и довооружиться. Россия выступает за полное и окончательное завершение конфликта. Условия для этого изложены в моем выступлении в Министерстве иностранных дел. Речь идет о полном выводе всех войск Украины, из Донецкой, Луганской народных республик, из Запорожской, Херсонской областей", – указал президент России.
Судя по субботнему интервью Орбана швейцарскому еженедельнику Die Weltwoche, он предложил Путину подумать о возможности кратковременного прекращения огня. И, очевидно, с этим связан четкий акцент президента на полном завершении конфликта.
В Европе, где Венгрия на ближайшие полгода председательствует в Совете ЕС, засуетились все. Особенно усердствовали "уходящие натуры". Боррель заявил, что Орбан не получал мандата на визит в Москву. Шарль Мишель подчеркнул, что Будапешт, оказывается, не может взаимодействовать с Москвой от лица Евросоюза. Прибалтика и Киев возмутились, что с ними Орбан визит не согласовал. А разве должен был? В условиях полыхающего в центре континента вооруженного конфликта дипломатические усилия для наступления мира должным быть чем-то естественным и регулярным. Даже без гарантии результата, без иллюзий. Но только не сейчас и не для западного порядка, который, как там говорят, "основан на правилах".
Вот что Орбан ответил критикам: "Путин на 100% рациональный человек. Когда он ведет переговоры, когда он начинает объяснять суть дела, когда он делает предложение, когда говорит "да" или "нет", он супер-, суперрационален. Он сдержанный и хладнокровный. Осторожный, пунктуальный, дисциплинированный. Это настоящий вызов – вести с ним переговоры, если ты хочешь сохранить его интеллектуальный и политический уровень".
Кстати, ураган аэробус ВВС Венгрии обошел – Орбан улетел еще до того, как "Орхан" обрушился на Москву. За ходом переговоров в Кремле наблюдал политический обозреватель ВГТРК Александр Христенко.
*****
Поездка в Москву вдохновила пресс-службу венгерского премьера на создание целого видеоотчета. В кадре – самолет, практически втайне приземлившийся в правительственном Внуково-2, дорога в Кремль, и начало переговоров.
– Уважаемый господин премьер-министр, уважаемые коллеги, добро пожаловать в Москву, в Россию. Понимаю, что вы на этот раз прибыли не только как наш партнер давний, но и как председатель в Европейском совете, – говорит Владимир Путин.
– Уважаемый господин президент, спасибо, что приняли меня сегодня. Это не первая наша встреча за последнее десятилетие. Одиннадцатая уже. Но она особенная. Я очень благодарен вам, что даже в таких тяжелых условиях вы согласились меня принять, – отвечает Виктор Орбан.
А ведь до последнего момента, даже находясь уже в Кремле, журналисты пула точно не знали, кто будет этот высокопоставленный гость. Переговоры вообще не анонсировались. И, конечно, не ради тайны как таковой, а чтобы их не сорвали на Западе. Будапешту пришлось пойти на беспрецедентные меры конспирации, о чем рассказал сам Орбан на борту самолета уже после визита в Москву.
"Встреча готовилась в обстановке полной секретности. Я отправил секретную записку министру иностранных дел, что он должен это организовать, потому что все электронные средства коммуникации под тотальной слежкой "больших парней". И я хотел сохранить это в тайне как можно дольше. Информация просочилась лишь в тот момент, когда был сделан запрос на пролет венгерского правительственного самолета через воздушное пространство Польши", – рассказал венгерский премьер.
Все потому, что Венгрия – одна из немногих в ЕС, кто выступает против поставок оружия Украине и ведет поиск мирного решения.
"Господин премьер-министр рассказал о своих недавних встречах в Киеве, где он выступил с рядом предложений, и в частности с призывом прекратить огонь, чтобы создать условия для начала переговоров с Россией. Что касается России, то я неоднократно говорил, что мы всегда были и остаемся открытыми для обсуждения политико-дипломатического урегулирования. Однако с противной стороны слышим о нежелании решать вопросы именно таким способом. А спонсор Украины продолжает пытаться использовать эту страну и ее народ в качестве тарана, жертвы в противостоянии с Россией. Как нам видится положение дел, в том числе и с учетом услышанного сегодня от господина премьер-министра, в Киеве все еще не готовы отказаться от идеи ведения войны до победного конца", – отметил президент РФ.
Орбан был в Киеве во вторник, впервые за 12 лет. И, может, и не поехал бы, если бы не нынешний статус председательства Венгрии в ЕС. Там он и сделал предложение о прекращении огня, чтобы подстегнуть мирные переговоры. Но Зеленскому идея не понравилась.
И это, считает Владимир Путин, объяснимо: "На мой взгляд, самой мысли о прекращении боевых действий киевский режим не допускает еще и потому, что в этом случае исчезает предлог для продления военного положения. А если придется отменить военное положение, значит, придется и проводить выборы, так и не состоявшиеся в срок президентских выборов. Но шанса победить на них для утратившего рейтинги и легитимность украинских правителей близки к нулю".
Орбан готов разговаривать и с Киевом, и с Москвой, против чего, кстати, категорически выступают другие лидеры ЕС. Чего не скажешь о гражданах Евросоюза. Видимо, к этому и апеллирует венгерский премьер.
"Я сказал господину президенту, что Европе нужен мир. За последние два с половиной года мы поняли, что без дипломатии, без каналов связи мы не достигнем мира. Мир не наступит сам по себе, ради него нужно работать. Как раз способы достижения мира я сегодня обсуждал с господином президентом", – проинформировал премьер-министр Венгрии.
А вот как раз этого обсуждения на Западе категорически не хотят. Еще до того, как его самолет приземлился в Москве, европейские чиновники начали открещиваться от Орбана. Боррель, Мишель, фон дер Ляйен почти слово в слово заявили: дескать, мы его в Москву не направляли, он не представляет наших интересов.
"Премьер-министр Орбан не получал никакого мандата от Совета ЕС на посещение Москвы", – сказал Жозеп Боррель.
Таков уровень свободы в ЕС. Предполагается, что Орбан должен был чуть ли не отпрашиваться у фон дер Ляйен или, например, Шольца.
– Орбан ставил вас в известность о своих планах посетить Москву? – спрашивает журналист канцлера ФРГ.
– Нет не ставил. Но так как он не является представителем Евросовета на международном уровне, то я полагаю, он решил, что ему не нужно этого делать, – отвечает Олаф Шольц.
В западных СМИ забили тревогу. Заголовки крупнейших изданий похожи один на другой. Орбан встретился с Путиным, несмотря на протесты ЕС. Он провоцирует гнев ЕС.
На BBC в этом сразу увидели злой умысел и руку Кремля: "Москва часто ищет возможности вбить клин между своими соперниками, чтобы внести раскол на Западе. И русские хорошо знают, что это будет выглядеть так в этом случае".
Глава венгерского МИД сохраняет ледяное спокойствие.
– Что вы ответите вашим партнерам в Европе, которые жестко критикуют ваш визит в Москву? – интересуются журналисты.
– Во-первых, мы независимая страна, так что я не думаю, что мы должны обращать внимание на подобные высказывания. Во-вторых, прошедшие два с половиной года доказали, что без диалога, без поддержания открытых каналов коммуникации нет решения этого конфликта. Монополию на одну как будто правильную точку зрения, принятую среди западных элит, удержать все сложнее, – отвечает Петер Сийярто.
В первом после покушения выступлении премьер Словакии Фицо горячо поддержал венгерского коллегу: "Извините за прямоту, но я хочу выразить восхищение Виктору Орбану за то, что он, не сомневаясь, поехал и в Киев, и в Москву. Если бы здоровье позволяло, я бы очень хотел присоединиться к нему. Мирных инициатив никогда не бывает достаточно, потому что, хотя мир – это еще не все, но без мира все – ничто".
С ним солидарна и лидер весомой политической силы в Германии Сара Вагенкнехт, одобрившая дипломатические визиты в Киев и Москву.
"Казалось бы, давно пора было это сделать. Но нет, это вызывает бурный протест. "Бог мой, этот Орбан! Ему нельзя так поступать!" Господин Шольц расстроен, что у него нет мандата. Да что же это такое? Как еще мы собираемся остановить эти убийства? С помощью непрерывных поставок вооружений, с помощью ввода наземных войск? Чтобы в конце концов вся Европа лежала в руинах?" – возмущена политик.
Голоса поддержки важны для самого Орбана, а главное – для его инициативы.
Поездка в Москву в таких условиях, очевидно, потребовала от венгерского премьера немалого политического мужества, и тем не менее он сделал это шаг. Как заявил Орбан, возможное урегулирование украинского кризиса он хочет сделать главной целью председательства в ЕС. Хотя и иллюзий никто не испытывает.
– Я понял, что позиции очень далеки друг от друга. Нужно сделать очень много шагов для того, чтобы приблизиться к завершению войны. Однако же важнейший шаг мы сделали – установили контакт. И буду работать и дальше в этом направлении", – подчеркнул венгерский премьер.
– Как господин Зеленский отреагировал на ваше предложение, которое вы высказали ему в Киеве? Что он вам на это конкретно ответил? – спрашивает один из журналистов.
– Я рассказал это президенту РФ, – кратко отвечает Орбан.
Путин еще раз изложил принципиальные моменты российской переговорной позиции. Предложение о временном перемирии, за время которого Киев может восстановить потери и довооружиться, конечно, не устраивает. Россия выступает за окончательное завершение конфликта, главное условие которого – полный вывод всех войск Украины из четырех регионов: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Это же открывает путь и к более широкому диалогу о безопасности в Европе.
"С учетом того, что Венгрия с 1 июля председательствую в Совете ЕС, мы с господином Орбаном обменялись мнениями о состоянии дел в отношениях России и ЕС, которые в настоящее время находятся на самой низкой точке. Говорили о возможных принципах будущей возможной тоже архитектуры безопасности в Европе", – рассказал Владимир Путин.
Пока же ее новые контуры обретают очертания на СВО.