Тема:

Главные события 2 минуты назад

Рейдерский захват Wildberries оказался бракоразводным процессом


GLP

Объединение крупнейшего в России маркетплейса и оператора наружной рекламы обернулось скандалом, в который пообещал вмешаться глава Чечни. Совладелец Wildberries Владислав Бакальчук обвинил новых партнеров в рейдерском захвате. Сумма сделки не раскрывается, но надо понимать, что очень крупная компания объединяется с небольшой. Это и смущает экспертов.

Спор хозяйствующих субъектов или семейно-корпоративный конфликт? Накануне вечером стало известно о возможном рейдерском захвате крупнейшего маркетплейса страны. Совладелец Wildberries Владислав Бакальчук рассказал главе Чеченской республики Рамзану Кадырову о странной, по его мнению, сделке.

- Слышал, что у тебя там проблемы…

- Рамзан Ахматович, добрый день. Ну, там не очень дела: жена ушла из дома, связалась с непонятной компанией, которая под видом объединения отжимает бизнес, уводит активы. Причем компания в 100 раз меньше, а в совместном предприятии доли примерно одинаковые.

Компания, о которой идет речь, это Russ Outdoor – она считается крупнейшей на рынке наружной рекламы. Как сказано на официальном сайте, структура управляет рекламными конструкциями в 143 городах, размещает рекламу в метро Москвы и Петербурга, в поездах, на вокзалах и в 18 аэропортах страны. Суммарный охват аудитории – более 85 миллионов человек в месяц.

Но в финансовом плане масштаб участников сделки, конечно, несопоставим. Если выручка Wildberries в 2023 году составила больше полутриллиона рублей, а чистая прибыль почти 19 миллардов, то у Russ Outdoor всего 28 миллиардов выручки и менее 5 миллиардов чистой прибыли. На это несоответствие обращают внимание и эксперты.

"Происходят странные события, так как Wildberries – это очень крупная компания, а активы переходят в более мелкую компанию. Именно вот отсюда и возникают вопросы, почему это так происходит, почему активы уходят в более мелкую компанию, а не в такую крупную. То есть создается такое ощущение, что как будто бы это все сделано специально с целью забрать Wildberries под свой контроль", – говорит Алексей Фисенко, юрисконсульт юридического департамента ООО "Юстиком".

Такие же ощущения и совладельца Wildberries Владислава Бакальчука. Ему принадлежит 1 процент компании, супруге – 99 процентов. Он считает, что это рейдерский захват.

Пищу для размышлений дает и соотношение долей в недавно созданном совместном предприятии. Wildberries с ее огромными доходами получила только 65 процентов, а компания "Стинн" (владелец Russ Outdoor) – 35 процентов.

Как сообщалось ранее, объединенная инфраструктура компаний будет включать в себя цифровую медиаплатформу, сеть рекламных конструкций, логистические хабы и склады. География проекта должна охватить территорию России, СНГ, стран глобального Юга: Азии, Африки, Ближнего Востока, Индии и Китая (всего около 6 миллиардов человек). Целью объединения называлось "создание современной цифровой торговой платформы и предоставление бесшовных инструментов для малого и среднего бизнеса в странах присутствия".

"Наверное, Татьяна Бакальчук получила хорошее предложение от компании Russ Outdoor, поскольку идея была, чтобы идти за рубеж. Экспансия планируется значительно с рынком, как они сами подчеркивают, в 5,5 миллиарда человек – это Китай, Индия, страны глобального Юга. И они предложили на базе Wildberries сделать платформу, которая будет развиваться не только как российская платформа, но как международная платформа. И плюс еще как база для возникновения новой платежной системы. То есть чтобы в обход западных санкций можно было напрямую, но без больших комиссий, совершать платежи между компаниями российскими и компаниями стран Азии и некоторых других регионов", – объясняет Андрей Гусев, доцент департамента "Корпоративные финансы и корпоративное управление" Финансового университета при правительстве РФ.

Итак, совместное предприятие Wildberries и оператора наружной рекламы Russ Outdoor называется "РВБ". На корпоративном сайте маркетплейса уже появилась новая оферта для продавцов, которая вступает в силу с 30 июля. В ней, в частности, закреплено положение о том, что Wildberries вправе передать свои права и обязательства по договору в полном объеме новому юридическому лицу – тому самому "РВБ". Для покупателей все останется по-прежнему.

Не осталась в стороне от публичного обсуждения сделки и основная владелица Wildberries Татьяна Бакальчук. У себя в Telegram-канале она разместила фотографию с мужем во время переговоров с партнерами по сделке. Под фото подпись: "Это не рейдерский захват. Это развод. С самого начала все было согласовано с Владиславом, он лично присутствовал на презентации топ-менеджменту новой структуры объединенной компании. Вот и пруф."

А затем Татьяна Бакальчук опубликовала видеообращение.

- Всем привет! У меня все хорошо, я жива-здорова. Как вы видите, я не являюсь заложницей, как кавказская пленница. Теперь, что касается бизнеса.

У Владислава действительно 1% акций, что подтверждено вот этим документом. И он не принимает участия в управлении компанией. 20 лет назад я создала эту компанию. Недавно мы с командой приняли решение о том, что нам необходимо трансформироваться для того, чтобы сохранить темпы роста, развиваться.

Я считаю, что личная жизнь каждого человека – это личное дело этого конкретного человека. Тем не менее, я подтверждаю начало бракоразводного процесса.

Юристы обращают внимание на такой важный нюанс, как раздел имущества при разводе, и говорят, что тут возможны сюрпризы.

"Пока не произошел бракоразводный процесс, не могут заключаться сделки без согласия супруга. То есть вот это очень интересный момент. И также при разводе все имущество будет разделено пополам", – напоминает Алексей Фисенко, юрисконсульт юридического департамента ООО "Юстиком".

К этом стоит добавить официальный комментарий пресс-службы Wildberries о том, что вместе с новым партнером она продолжает работу в стабильном режиме, все обязательства выполняет в полном объеме, а детали бракоразводного процесса не так интересны.

И, наверное, пресса, бизнес, органы власти, да и обычные люди не проявляли бы интереса к происходящему, если бы не одно "но". Маркетплейс, о котором идет речь, самый крупный в стране. У него, по данным Федеральной антимонопольной службы, 47 процентов рынка. Соответственно, его деятельность касается большого числа людей, как клиентов, так и работников. А слово "развод" в русском языке многозначное: одних разводят, другие разводятся. И то, и другое достаточно неприятно.