Всегда ли 10-й класс лучше техникума: советы бывалых

Имеет ли школа право не принять ученика в 10-й класс по причине отсутствия мест или недостаточного, по мнению учителей, уровня знаний? Дискуссия на эту тему развернулась в целом ряде российских регионов.

К решению проблемы была вынуждена подключиться Генпрокуратура. Дмитрий Кайстро разбирался в проблеме.

Случаи отказа принимать школьников в десятые классы одновременно произошли сразу в нескольких российских регионах. Основанием обычно становились плохие оценки за среднюю школу или отсутствие класса, подходящего по профилю обучения. Отец школьника Матвея Баслина Дмитрий рассказывает, что в классе его сына такая практика стала массовой.

"Учителя ездили с детьми в разные колледжи и склоняли к поступлению в эти колледжи", – заявил Баслин-старший.

Но самый резонансный случай произошел в одной из российских школ, где сразу 46 подростков получили отказ в дальнейшем обучении из-за низкого среднего балла аттестата. Родители обратились в прокуратуру.

"Результаты прокурорских проверок показали, что в некоторых регионах страны органы власти и администрации муниципальных школ отказывают детям в зачислении в 10-й класс, нарушая тем самым их право на получение бесплатного и общедоступного образования. В результате старшие классы формируются на основании индивидуального отбора, критерии которого определяются школами произвольно", – отметил официальный представитель генпрокурора РФ Андрей Иванов.

В то время как критерии эти, отмечает прокуратура, должны быть четкими. И общими для всех. Школы свои действия объясняют тем, что дальнейшее после 9-го класса обучение проводится только в профильных классах. А туда берут лучших.

"Давайте вспомним практику Советского Союза, когда 10-11-й классы были именно для тех ребят, которые планировали идти в вузы. И это уважительное отношение прежде всего к ученикам, которые выбирают 10-й и 11-й классы как траекторию перехода в высшие учебные заведения. Потому что мы понимаем, что вузы – это всегда сложная интеллектуальная деятельность", – сказала президент общероссийской общественной организации "Союз директоров средних специальных заведений России" Наталья Золоторева.

"Экзамены за девятый класс достаточно простые, а в старших классах идет очень резкий перепад программы, куда они могут идти из колледжей. Сейчас их много. И сегодня, кстати, востребованные в Москве рабочие профессии тоже очень изменились… Зачастую квалифицированные рабочие получают больше инженеров", – делится мнением директор школы №109 Евгений Ямбург.

В этом году министерства и ведомства доложили, что более 60% девятиклассников поступали в систему среднего профессионального образования. Это колледжи, училища, техникумы. Но там ведь тоже есть конкурс, иногда сравнимый с вузовским.

"Существуют прекрасные колледжи, прекрасные техникумы, в которых, конечно же, получение среднего образования сочетается с получением профессии. Единственно, что срок нормативного обучения не два года, а обычно три. Но очень многие ученики знают преимущества получения образования в таких местах. Поступление в высшее учебное заведение с определенными преимуществами происходит после получения такого образования. И многие этим пользуются", – считает заслуженный учитель РФ Геннадий Любич.

Любимый миллионами артист эстрады Владимир Винокур, например, выпускник курского монтажно-строительного техникума. И хотя в итоге он выбрал другую стезю, свою первую специальность вспоминает с большим теплом.

– Техникум – это как бы опыт жизненный. Я прошел все: и рабочим, и мастером потом, дублером мастера… Это как бы уроки жизни, это великий труд строителя. И я с уважением отношусь к профессии отца и брата, но я выбрал все-таки свое и не жалею об этом.

К дискуссии подключились педагоги, общественные деятели. Общее мнение – к ситуации нужно подойти внимательно.

"Каждый ребенок – это судьба, это личность. С каждым из них нужно разбираться. Найти приемлемое решение. Но для системной работы все эти ошибки нужно взять на карандаш", – заявил Геннадий Онищенко.

Главное, повторяют эксперты, сегодня определиться с тем, кто будет устанавливать общие для всех правила. А школьникам дать обязательную возможность самим сделать свой жизненный выбор.