Именно на монгольской реке Халхин-Гол Япония — союзник гитлеровской Германии — потерпела сокрушительное поражение, а в результате отказалась даже от самого замысла нападения на Советский Союз. Таким образом, Сталину удалось не допустить открытия второго фронта на Дальнем Востоке, что, безусловно, стало большим облегчением в битве гитлеровским фашизмом.
Окраина Улан-Батора сплошь усеяна такими жилыми участками. Монголы живут большими семьями. В кирпичных зданиях — старшее поколение, посреди двора — дом семьи сына, сейчас он на работе. Гостям предлагается неизменный соленый чай с молоком и местная закуска. Юрту обновили этой весной. При бережном использовании такой модификации хватает лет на 10–12.
Так выглядит традиционное монгольское жилище. В таких юртах проживает около 500 тысяч человек, то есть примерно четверть населения Улан-Батора. Эта юрта рассчитана на семью из трех человек. Здесь так или иначе есть необходимый минимум: телевизор, диван, холодильник. Зимы в Монголии суровые, поэтому печка — обязательный атрибут. В дневное время свет проникает через отверстие в куполе юрты.
Все население Монголии — около 3 миллионов, а по площади она втрое больше Франции, что делает эту страну самой малонаселенной на планете. У каждого монгола по рождению имеется участок земли, поэтому за землю для юрты платить не нужно, зато ее можно продать государству и получить взамен квартиру в городе.
Улан-Батор сейчас переживает строительный бум, поскольку демография в последние годы идет вверх. Это хорошо видно, если подняться на самую высокую точку в городе.
Монумент на вершине горы Зайсан, откуда открывается вид на весь Улан-Батор, — напоминание о том, кому Монголия обязана свободой и независимостью. Памятник советским воинам только что отреставрировали, кстати, на деньги Ленинградской области, к 85-й годовщине боев на Халхин-Голе, где в 1939 году фактически начался трудный путь к нашей великой победе в 45-м.
Сам монумент воздвигли в начале 70-х, но по-настоящему отреставрировали только сейчас. Осталось вновь зажечь вечный огонь в центре круга, опоясанного мозаичной стеной. Обещают сделать это через два дня — как раз, когда здесь ожидают с визитом Владимира Путина.
От монумента до места сражений — около 1000 километров строго на восток, куда обращена исполинская статуя Чингисхана. Имя великого хана для монголов священно. Это самая большая конная статуя в мире — 250 тонн нержавеющей стали и 40 метров в высоту без учета постамента.
Еще один мощный памятник — советским и монгольским воинам, как раз на берегу Халхин-Гола у ныне китайской границы. В августе 1939 года советские войска после трех месяцев жесточайшей войны разгромили японскую армию, которая попыталась вторгнуться в Монголию и затем ударить по Советскому Союзу. Посеребренная статуя маршалу Жукову стоит сейчас на бульваре его имени в одном из центральных районов Улан-Батора. Тогда, еще в звании комбрига, Жуков по-настоящему проявил полководческий гений в боях с японцами, став в этой связи еще и национальным героем Монголии.
На пощади еще одного героя Монголии, вождя революции 1921 года, главкома народной армии Сухэ-Батора (Улан-Батор в переводе — "красный богатырь", назван в его честь) люди с охотой готовы поговорить о дружбе России и президенте Путине.
Россия очень много сделала для Монголии, мы многому от нее научились. Начиная с 20-х годов прошлого века Советский Союз оказывал нам помощь, и мы этого никогда не забудем. Очень хорошо, что президент Путин к нам едет. Лично я считаю его великим лидером своей страны, учитывая как он проводит свою политику.
В начале 90-х, как и в России, в Монголии свернули с социалистического пути, поэтому одной исторической памятью поддерживать отношения на уровне времен Советского Союза, конечно, мало.
Советское наследие на улицах Улан-Батора сейчас щедро задрапировано вывесками с логотипами и символикой западных стран. По уровню товарооборота Россия занимает второе место после Китая, который, кстати, добывает монгольскую нефть как раз недалеко от Халхин-Гола, а сама Монголия испытывает острый дефицит энергии.
С высоты памятника советским воинам видны дымящиеся градины улан-баторских ТЭЦ, построенных СССР и нуждающихся сейчас в модернизации. В годовщину начала боев на Халхин-Голе, в мае в городе Чойбалсан, проходили совместные с США учения, пока, правда, невоенного характера, но это не мешает Соединенным Штатам называть свой курс в отношении Монголии политикой "третьего соседа" (глава Пентагона Остин побывал здесь год, а госсекретарь Блинкен всего два месяца назад).
Готова ли с этим согласиться сама Монголия, остается под вопросом, и в этой связи (учитывая, какие конкурентные преимущества во всех сферах от экономики до обороны есть у России) значение предстоящего визита президента России в Монголию трудно переоценить.