Более 30 лет Игорь Спасский возглавлял центральное конструкторское бюро "Рубин", до последнего дня – был его генеральным конструктором. Именно там были созданы ракетные подводные крейсеры стратегического назначения "Навага", "Кальмар", "Дельфин", "Акула", "Гранит" с баллистическим ракетами на борту. Это позволило Советскому Союзу в период "холодной войны" сдерживать пыл наших врагов. Сейчас такова главная задача новейших подводных лодок проекта 955 "Борей".
"Борей" – один из столпов нашей ядерной триады. Уже сейчас лодки проекта 955 патрулируют самые отдаленные уголки мирового океана и несут на борту межконтинентальные ракеты "Булава". А в перспективе могут быть оснащены и гиперзвуковыми "Циркон", в том числе в ядерном исполнении. Грозное оружие, создание которого было бы невозможно без талантливого конструктора и руководителя Игоря Спасского.
У проходной центрального конструкторского бюро "Рубин" собралась огромная очередь. В ней и сотрудники ЦКБ, и работники смежных предприятий, много военных моряков. Стоят в этой очереди и те, кто знал Спасского лично и те, кто не зная его лично, знал о нем и не смог не прийти сегодня.
Работа бюро при этом продолжается, и сотрудники выглядывают из окон, наблюдая как люди с цветами занимают весь двор, очередь несколько раз изгибается. Спасского любили, многие ему обязаны лично — он помогал решать проблемы подчиненных, а в девяностые не только сохранил коллектив, но и обеспечил его работой.
"Он говорил слова – это мы переживем, — сказал на прощании с конструктором губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. — Если мы будем вместе, будем помогать друг другу, будем не топтаться на месте и не унывать, мы это переживем. Так оно и случилось".
Оборонные заказы тогда поставили на стоп. В "Рубине" под угрозой сокращения оказались 2000 человек.
"Игорь Дмитриевич все предпринимал, чтобы сохранить этот коллектив, — рассказывает советник главного конструктора Владимир Жилищ. — При "Рубине" были созданы малые предприятия, часть людей на какое-то время занимались этим. Даже был цех пошива – смешно сказать – мягких игрушек. Но, тем не менее, шили их, и они пользовались спросом. Мало того, что он смог сохранить весь коллектив — он за собой вытянул еще десятки контрагентских предприятий".
А еще Спасский устроил на крыше бюро оранжерею, и в столовой всегда были свежие овощи. Организовал разработку скоростного поезда, туристической подлодки и плавучего космодрома. Предложил осваивать коммерческие направления — нефтегазодобычу в арктических районах: "Нет такой силы, против которой нельзя создать еще большую силу, — говорил Спасский об этом проекте. — Вот сейчас мы занялись созданием платформ для Арктики. Дикие условия, там раз в сто лет бывает трехметровый лед, и раз в сто лет бывает волна 26 метров. Но мы создали условия, которые помогут закрепиться".
Все это ради главной цели – строительства подводного флота, подплава, как говорят в ВМФ. За свою долгую профессиональную жизнь Спасский сконструировал порядка двухсот подлодок. 4 поколения: крейсеры "Кальмар", "Акула", "Дельфин", "Гранит", "Антей", атомные с межконтинентальными баллистическими ракетами, подводная база нашего ракетно-ядерного щита.
"Когда мы говорим про развитие данного оружия, конечно же оно прошло длительный эволюционный период. И то, что мы сейчас имеем на вооружении – и, убежден, то, что у нас будет в перспективе — это вот и есть та основа, которая заложена такими конструкторами, как Спасский", — говорит Александр Моисеев, главком ВМФ.
Стеснительный мальчишка из военной семьи хотел стать геологом, но по совету отца связал свою жизнь с флотом. Его карьера началась, сложно себе вообразить, еще в сороковые. Но после недолгой службы на надводном корабле его отправили проектировать корабли подводные, которые он терпеть не мог. Оказалось — судьба.
"Я сказал — чтоб я еще на этих подводных лодках, будь они прокляты вот! Это было мое первое плавание. Наиболее опасный момент — когда ты выскакиваешь из воды, как пробка из шампанского. Выскакиваешь и потом плюхаешься", — рассказывал сам конструктор в документальном фильме "Пять цветов времени Игоря Спасского".
Уже в 30 лет он — заместитель главного конструктора и обладатель Ленинской премии. Через 12 лет он главный конструктор, еще через 17 — генеральный, доселе такой должности в судостроении не было. Генеральная линия, которой Спасский следовал всю жизнь и призывал следовать других — самостоятельность в принятии решений.
Вот, что о Спасском рассказывал президент. Речь о подъеме подводной лодки "Курск":
"На мой вопрос — можем ли мы поднять лодку, он сказал, что это возможно. А вот когда было совещание, я всех просил дать однозначный ответ, да или нет. Когда речь дошла до него, он сказал "нет". Я сказал — поднимаем. Попросил его остаться и спрашиваю — вы же вчера говорили, что можем? Он – я и до сих пор так думаю, но это должно быть твое решение. И я ему очень благодарен: взялся за гуж — не говори, что не дюж".
Среди многих гуманитарных проектов, к которым имел отношение Спасский — восстановление Николо-Богоявленского Морского собора. В нем и прошло отпевание. В честь нашего великого современника, гениального генерального конструктора вскоре будет назван новый боевой корабль ВМФ.