Сванидзе много где публиковался, преподавал и даже снимался в кино, но центром его творческой жизни все же было российское телевидение. Именно здесь он вел свои программы, например, информационно-аналитическую "Зеркало" – с 1996 по 2007 год.
И "Исторический процесс". Программа строилась на дискуссии двух соведущих по современным проблемам, но с обязательным отсылом к истории. Шел 2012 год. Сванидзе в споре любил прямо-таки срезать.
Фрагмент программы "Исторический процесс".
Дмитрий Киселев: "Что имел в виду Катков? Он действительно требовал от русских быть активными гражданами. Фактически, он требовал строительства и участия в строительстве гражданского общества".
Николай Сванидзе: "Вы сказали, Дима, гражданское общество – это то, чего хотел Катков, по вашему мнению, гражданское общество – это когда каждый понимает свой маневр в общем маневре государства. Это не гражданское общество, это прусская армия".
Мышление Николая Карловича всегда было оригинальным, острым и обязательно подкреплялось глубоким историческим знанием.
Дмитрий Киселев: "Россия в начале XX века была страной с устойчивым экономическим развитием. Лишь один пример, средняя зарплата рабочих в России была самой высокой в Европе. Никита Сергеевич Хрущев, вспоминая об этом, о своей юности, в 22 года, будучи слесарем в Донбассе с не самой высокой квалификацией, получал 50 рублей в месяц. И потом в своих воспоминаниях он пишет, что его материальное положение было тогда лучше, чем когда он был вторым секретарем Московского городского комитета партии в начале тридцатых годов. Политические свободы стремительно расширялись. Манифест 17 октября 1905 года дал людям свободу совести, свободу собраний, свободу союзов и свободу слова".
Николай Сванидзе: "Появление "Правды" – одно из проявлений общей политической активности того времени. Это не следствие революции 1905 года, наоборот, это следствие экономического роста, как это ни парадоксально, роста заработной платы, как это ни парадоксально, успеха Столыпинской аграрной реформы. Этим подъемом уровня жизни объясняется желание разных слоев населения двигаться в направлении отстаивания своих политических и гражданских прав. Но власть тогда манифестом 5-го года, провозгласившая политические свободы, в том числе свободу слова, сразу же пошла на попятную".
Николай Сванидзе – бескомпромиссный либерал в самом высоком смысле этого слова.
Дмитрий Киселев: "У нас свобода слова и в девяностые годы, мы просто ею упивались, мы ею жонглировали, мы столько слов наговорили, что забыли о деле".
Николай Сванидзе: "Вы говорите, что кто же, как же, свобода слова, а в девяностые она была избыточной и помешала заниматься делом. Никогда свобода слова не мешает заниматься делом".
Многие и многому у Николая Карловича учились и научились. Конечно, нам Коли будет очень не хватать.