Как снимали "Ширли-мырли", "Любовь и голуби" и другие кинохиты Владимира Меньшова

Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из художественного фильма "Москва слезам не верит"


GLP

Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из художественного фильма "Москва слезам не верит"
17 сентября актеру, режиссеру, педагогу Владимиру Меньшову могло бы исполниться 85 лет. Предлагаем вспомнить легендарные работы Мастера, навсегда вошедшие в золотой фонд российского кино, и узнать секреты их создания. Как утверждали актеров? Какие фильмы пострадали от цензуры? А какие оказались в эпицентре скандала?

В 1972 году один из лучших кинодраматургов того времени Семен Лунгин написал сценарий к фильму "Розыгрыш", но ждать своего часа картине пришлось несколько лет – опытные режиссеры не хотели браться за проект, суливший трудности. И лишь дебютант Владимир Меньшов решил рискнуть. Самым сложным оказался выбор юных актеров. Среди них оказался еще один ныне известный дебютант – Дмитрий Харатьян. И для исполнительницы роли классного руководителя 9-го "Б" Евгении Ханаевой, несмотря на солидный багаж театральных ролей, это была первая роль в кино. О создании этого и других фильмов Меньшов рассказал в программе "Монолог в 4-х частях".

Картина "Москва слезам не верит" принесла Меньшову "Оскар" – вопреки критике скептически настроенных коллег и чиновников. Кстати, многие актеры отказались сниматься в "дешевой мелодраме". Например, Маргарита Терехова, отдавшая предпочтение роли Миледи в "Трех мушкетерах", и Ирина Купченко, раскритиковавшая самую суть фильма. Лишь после долгих поисков актрисы на роль Катерины Владимир Валентинович решил провести пробы с Верой Алентовой – и не зря. А вот Ирина Муравьева согласилась на съемки сразу – правда, всем сердцем презирала свою непутевую героиню.

Меньшов очень хотел, чтобы Александру сыграла Наталья Вавилова, исполнившая главную роль в "Розыгрыше". Но родители девушки, видевшие ее в будущем исключительно дипломатом, не хотели, чтобы она тратила время на ерунду. Алексей Баталов лично отправился уговаривать родителей Натальи – и те не смогли устоять. После съемок Вавилова поступила во ВГИК и стала актрисой.

Комедию "Любовь и голуби" Меньшов снял в 1984 году по сценарию Владимира Гуркина. В основе сюжета – реальные события в семье Василия и Надежды Кузякиных. Чиновники Госкино под прикрытием антиалкогольной кампании чуть не отправили ленту на полку. О том, какие сцены пошли под нож, в программе "Судьба человека с Борисом Корчевниковым" рассказал исполнитель главной роли Александр Михайлов.

Любопытно, что в фильме использовано много театральных приемов. Например, приглашение на роли стариков тогда еще молодых Сергея Юрского и Натальи Теняковой, а еще двор, напоминающий театральны подмостки. "Когда я понял, что надо работать в духе дальнейшей театрализации фильма, родились и танцплощадка, и все эти находки с падением из избы в море, снятым одним кадром, и звездные надписи в небе. И все вдруг стало получаться…" – делился режиссер.

Интересно, что на роль Нади Меньшов пробовал Любовь Полищук. Также он рассчитывал, что дядю Митю сыграет Олег Табаков, но тот отдал предпочтение съемкам в картине про Мэри Поппинс. А Раису Захаровну могли сыграть Ольга Яковлева, Татьяна Доронина и Вера Алентова. Большую часть сцен с Раисой Захаровной придумал сам Меньшов, существенно расширив роль. А помощники режиссера нашли женщину, которая увлекалась астральными и паранормальными темами. Они ходили и записывали за ней. "Потом большая часть этого бреда стала репликами Раисы Захаровны", – рассказывал Меньшов.

На момент создания фильма "Ширли-мырли" Владимиру Валентиновичу была предоставлена полная свобода действий. По воспоминаниям актеров и режиссера, снимали ленту легко и весело. Хотя, например, Валерию Гаркалину пришлось непросто. Его герои-близнецы часто появлялись в кадре одновременно, а хромакея тогда еще не было. Артист отыгрывал партии в разных частях декораций, дальше дело было за монтажом. Вера Алентова тоже играла нескольких персонажей. Ее любимым образом стала невеста американка Кэрол Абзац. Актриса сама ходила по салонам, чтобы выбрать свадебное платье для съемок.

Выход каждого фильма Меньшова привлекал повышенное внимание, а лента "Зависть богов" и вовсе оказалась в эпицентре скандала. Режиссер рискнул показать то, что долгое время было под запретом. А вдохновил его фильм Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже". Именно это кино смотрят герои картины, и даже ее рабочим названием было "Последнее танго в Москве".

Главная роль оказалась по-настоящему провокационной – чего только стоят постельные сцены, в которых 57-летняя Вера Алентова появлялась обнаженной! Только жене Меньшов смог доверить эту работу. О съемках откровенных эпизодов режиссер рассказывал в передаче "Судьба человека с Борисом Корчевниковым".

Еще больше фильмов и передач с участием Владимира Меньшова – на медиаплатформе "Смотрим".