Сдавались украинские военные в поселке достаточно охотно, потому что отступление с той стороны линии фронта не предполагается и плен для них – единственный вариант выжить.
"Мобилизованные... воевать у них нет никакого желания... заградотряды", – пояснил военнослужащий 150-й дивизии с позывным Плата.
Российский флаг на западной окраине Максимильяновки. Оператор коптера как будто специально показывает следующий населенный пункт, путь на который теперь открыт – это Курахово. А вот – наши бойцы записывают обращение в самом центре Максимильяновки.
"Да, мы сейчас закрепимся, нарастим силы, обеспечение наладим, перетащим туда кое-какие крупнокалиберные минометы, чтобы работали. Почистим подвал, где можно будет ребятам нормально, спокойно отдыхать. Ну, в основном сейчас будет работа на укрепление", – рассказал заместитель командира батальона 150-й дивизии с позывным Симба.
"Что сейчас думает, чувствует противник?" – поинтересовался корреспондент.
"Я думаю, он хочет убежать, потому что, ну, понятное дело, вот в последнее время даже которые пленные попадались, настроение у них плохое очень", – ответил Симба.
Самые напряженные моменты штурма. Большое открытое пространство наши преодолевали бросками по несколько человек, с координацией через коптер. Сразу в окопы и потом уже в крайние дома, пока противник еще опомниться не успел.
"Мы быстренько форсировали... и отходили", – пояснил военнослужащий 150-й дивизии с позывным Плата.
"Залетели сразу быстро... рано утром... дом за домом", – добавил военнослужащий 150-й дивизии с позывным Султан.
Еще напряженные кадры. Противник все никак не не хотел покидать позицию в двухэтажке – это центр Максимильяновки. В итоге наш боец забрасывает в окно противотанковую мину. Пулеметная точка перестает существовать вместе с расчетом.
"Они стараются, чтобы ты близко не подошел", – отметил военнослужащий 150-й дивизии с позывным Пул.
"А когда уже подошел?" – спросил военкор.
"Ну, когда подошел, ну нужно, мы обычно делаем, кидаем гранату, потом с выстрелом заходим, ну, чтобы как бы не дать ему поднять голову", – пояснил Пул.
"И дальше что?" – продолжил корреспондент.
"Ну, дальше, как обычно, бой", – сказал военный.
"И, либо плен, либо что?" – уточнил Вдовин.
"Либо плен, либо 200, да", – резюмировал боец.
Когда перелом ситуации уже четко ощущался и было понятно – дозачистка Максимильяновки – лишь вопрос времени, были среди противника и такие, кто сдаваться отказывался. Вот двое украинских военных сначала ведут огонь из-за насыпи, потом пытаются укрываться, а потом – они уничтожены ответным огнем.
"Довольно много интересных трофеев из Максимильяновки. Вот, например, автомат Калашникова в желтом песчаном пустынном окрасе. В свое время его готовили, наверное, для решения каких-то специальных американских задач, возможно, в Ираке. Вот автоматический гранатомет – так называемый "будьдог". Его очень любил брать в руки во многих своих фильмах Арнольд Шварцнеггер. Вот боеприпасы для этого "бульдога", ну и гранаты, которые стоят на вооружении армий стран НАТО", – рассказал Григорий Вдовин.
Другая порция трофеев. Оружие имеет советскую конструкцию, но происхождение польское.
150-я дивизия действительно легендарная – именно ее номер на Знамени Победы и именно ее бойцы в 1945-м году водрузили его на Рейхстаге. Так что – большая ответственность.
"Это наши старшие братья, отцы, деды, которые с нами. Мы так же, мы продолжаем их дело. Такие же ребята, такие же парни, такие же, вот все то же самое, просто время поменялось и все. Я сам вот, я не знаю, иной раз так сидишь и думаешь, как будто я вот жил, жил и очнулся где-то там в прошлом. Я не могу никак до сих пор понять, не могу, как это все происходит, почему это все произошло. Но мы добьем их", – признался Симба.
С падением Максимильяновки – Курахово приготовиться. Почти окружено Селидово, вот-вот будет окружен Горняк и врага уже почти выбили из Дзержинска. Сразу несколько крупных городов на Донбассе вот-вот попрощаются с Украиной навсегда.