Немецкое экономическое чудо променяли на помощь националистам

На днях Дональд Трамп похвастался, что уничтожил газопроводы "Северный поток".

"Как вы знаете, я уничтожил "Северный поток – 2". Самой важной задачей России было строительство "Северного потока – 2". Это крупнейший газопровод в мире, который ведет из России в Германию и во всю Европу. Я уничтожил его. Я остановил его", – заявил кандидат на пост президента США от республиканцев.

Понятно, что лично российский газопровод Трамп не взрывал, но его администрация действительно приложила немалые усилия, чтобы строительство остановить.

А в сентябре 2022-го американцы достроенные "Северные потоки" еще и взорвали, уже при Байдене. Власти Германии даже не пикнули, покорно приняв новую реальность – жизнь без дешевого российского газа. Также безропотно, в ущерб себе, правительство Шольца вводило антироссийские санкции. Уничтожить российскую экономику с помощь санкций США и Евросоюзу не удалось. Скорее наоборот. России уверенно идет в рост, а вот Германии антироссийские санкции нанесли фатальный ущерб.

В том числе и об этом ведущей программы "60 минут" на телеканале "Россия" Ольге Скабеевой рассказал в интервью премьер-министр Словакии Роберт Фицо.

– Мы все в ЕС знаем, что санкции не работают. Мы это хорошо знаем. Мы все прекрасно знаем, что поддержка господина президента Путина в Российской Федерации очень высока. Но мы отказываемся признать свою вину, потому что возникла вот эта ситуация в 2022 году, когда вспыхнул военный конфликт. Мы думали: ага, вот сейчас мы воспользуемся этим военным конфликтом и поставим Россию на колени, унизим ее. Но эта стратегия не сработала. И именно поэтому я с первого дня говорю: давайте, ради бога, подтолкнем Россию, Украину и США сесть за стол переговоров.

– Продолжая про Украину. Вы говорили, что в Европе устали от этой войны. Кто устал? Если гранды Евросоюза, опять возвращаясь к Франции и Германии, хотят продолжения, поставляют оружие, передают деньги, в том числе наши замороженные миллиарды, кто устал? В чем усталость заключается?

– Прежде всего, я думаю, что это главным образом причина, заключающаяся в том, что те, кто поддерживал эту войну с самого начала, не хотят признать ошибку или оплошность. Ведь сегодня совершенно ясно, что в апреле 2022 года на столе лежали реальные договоренности, которые могли бы немедленно положить конец конфликту. Но кто-то пришел и сказал: нет, нет, нет, вам нельзя (не смеете) это подписывать. И сегодня мы все смотрим на эту войну, и я чувствую, извините за откровенность, отводим взгляд и говорим: вот вам оружие, вот вам деньги, воюйте, только не надоедайте нам этим. Мы уже просто не хотим иметь ничего общего с этой войной.

– Словацкой экономике тяжело даются антироссийские санкции, вот эти вот все ограничения, которые ввела Европа в отношении нашей страны? Если бы санкций не было, было бы легче?

– Я приведу пример. Словакия сильно ориентирована на атомную энергетику, и у нас в Словакии есть несколько реакторов российского производства. И, конечно, у нас есть российское ядерное топливо. Если бы сегодня кто-то предложил очередной пакет санкций и сказал: мол, давайте внесем туда еще и все, что связано с мирной ядерной программой, то я сразу отказываюсь голосовать за такие санкции.

– Была ли у вас возможность, что называется, кулуарно где-то взять за локоток, ну, допустим, Макрона, канцлера Шольца и не на публике сказать им, что они не правы, в чем они неправы? Вот как они ведут себя, что называется, тет-а-тет, они понимают, что происходит?

Европейский союз не имеет собственной внешней политики. У него ее просто нет. Хотя ЕС все-таки является очень сильным экономическим субъектом. Здесь проживают более 500 миллионов человек. Мы должны быть одной из определяющих сил в мире в отношении того, что будет или не будет происходить в мире. Но мы, к сожалению, просто копируем то, что говорят США. И сегодня мы все просто ждем и наблюдаем: боже, кто будет новым американским президентом? И добавлю еще, вы знаете, я это сказал не случайно, а сказал очень серьезно, я уважаю каждую жертву Второй мировой войны.

Именно поэтому я был, например, в Нормандии, речь шла о солдатах, павших при открытии второго фронта. Но когда я поднимаю тему, что нужно пойти и поблагодарить Красную армию за то, что произошло в 1944-м и 1945 годах при освобождении всей Европы, Чехословакии, всей Европы, вдруг все говорят, что это провокация, что такое делать просто нельзя. Поэтому и вам я это скажу совершенно откровенно: если я получу приглашение, то буду очень рад принять участие в праздновании 80-й годовщины окончания Второй мировой войны и разгрома фашизма. Потому что люди, которые служили в Красной армии, абсолютно этого заслуживают. И, главным образом, те 21 миллион жертв, которых лишился Советский Союз во время Второй мировой войны, также заслуживают таких почестей.

*****

О войне и мире на неделе шла речь и в австрийской столице.

Венгерский премьер Орбан и экс-канцлер ФРГ Шредер обсуждали кризис лидерства на Западе и нынешнюю европейскую стратегию по Украине. Герхард Шредер приветствовал мирную инициативу Виктора Орбана, с которой тот посетил Киев, Минск, Пекин и Вашингтон.

Как отмечала немецкая Die Zeit, это была встреча политиков, думающих не на один месяц, а на несколько лет вперед.

Тем временем похороны немецкой экономики идут полным ходом. Гордость немецкого автопрома – концерн Volkswagen – на заседании совета директоров решил закрыть сразу три завода, уволить тысячи сотрудников, а оставшимся сократить зарплаты. В среду, 30 октября, табачный гигант Philip Morris объявил, что в следующем году закроет свои предприятия в Берлине и Дрездене. А недавно и представитель компании Siemens заявил на слушаниях в бундестаге, что инвестировать в экономику Германии бессмысленно.