Россия уже сегодня обладает самым большим ледокольным флотом на планете – 41 судно. 34 дизельных ледокола и семь атомных. На подходе помимо новейшей "Чукотки" – атомоходы "Якутия", "Ленинград" и "Сталинград".
Они-то и будут в скором времени обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Этот маршрут Россия предлагает как альтернативу для доставки товаров из Азии в Европу. Океанская линия через Суэцкий канал – опаснее и дороже.
Если 4 года строительства спрессовать в одно короткое видео, то получится вот как: менялись времена года, дни и ночи, а на стапеле Балтийского завода подрастала "Чукотка". И вот на стапеле уже тесно. Настал один из самых важных моментов.
На предприятии торжественный день, никто не работает. Можно привести родных, чтобы показать им результат своего труда: новый ледокол из семейства самых больших и мощных в мире, проект 22220. Сегодня его спускают на воду.
"Чукотка" – не первый ледокол серии, команду на спуск которого президент отдает лично. Каждый из них имеет стратегическое значение для России. Первенцы проекта – "Арктика", "Сибирь", "Урал" уже несколько лет работают на трассах Северного морского пути, обеспечивая не только бесперебойную навигацию, но и укрепляя технологический суверенитет страны. Такими техническими характеристиками в мире больше никто похвастаться не может – наши атомоходы пробивают лед толщиной до трех метров.
Владимир Путин: "Создание таких мощных, современных судов – еще одно воплощение индустриального, научного, кадрового и технологического потенциала России. Именно так, на базе собственных технологий и прорывных научных решений должна развиваться вся отечественная экономика. Вновь подчеркну, от укрепления ледокольного флота страны прямо зависит реализация наших планов по обустройству арктических территорий, по наращиванию грузопотока на трассах Северного морского пути. Здесь у нас, как известно, амбициозные цели".
За последние 10 лет грузопоток по Севморпути вырос в 10 раз – до 38 миллионов тонн. Прогноз действительно амбициозный – более ста миллионов тонн в 2030 году.
Гендиректор Росатома Алексей Лихачев: "Мы видим практически возрастающий интерес дружественных стран, с правительством Китайской Народной Республики работаем в рамках специальной подкомиссии, действует российско-индийская рабочая группа по СМП. Это дает практические результаты, рейсы между российскими и китайскими портами в этом году уже перевалили за 13. Выгода очевидна – контейнер, направленный из Шанхая по СМП, доходит до Москвы за две недели быстрее, чем через Суэцкий канал".
Севморпуть – кратчайший маршрут между Европой и Азией. Проходит по морям Северного Ледовитого океана – Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и частично Тихого океана – через Берингово море. Общая протяженность от Карских Ворот до бухты Провидения – около 5600 км. Почти в два раза короче других морских путей на Дальний Восток
Посчитав выгоду, отправители уже переориентируются. Транзитный грузопоток по СМП в этом году 3 миллиона 80 тысяч тонн – почти вдвое выше, чем в прошлом.
Спецпредставитель Росатома по вопросам развития Арктики Владимир Панов: "Откуда появляются эти грузы? Это в основном, конечно, грузы наших отечественных компаний, которые традиционно идут через Суэцкий канал. Но видя перспективы, а самое главное эффективность Северного морского пути, в первую очередь, конечно же, это порты уже стран, которые находятся в АТР, они выбирают Северный морской путь. Поэтому такой значительный соответственно рост".
Для использования Севморпути в полную силу нужно модернизировать инфраструктуру арктических портов, прокладывать к ним новые железнодорожные линии, улучшать качество спутниковой навигации, связи, мониторинга ледовой обстановки, строить суверенный крупнотоннажный грузовой флот- газовозы, балкеры, сухогрузы и танкеры. Но главное – ледоколы. Продолжительность навигации в Арктике два-четыре месяца, ледоколы позволяет сделать ее круглогодичной.
Глава ОСК Андрей Пучков: "Россия на сегодняшний день страна, которая единственная строит атомные ледоколы такие мощные и обладает таким атомным ледокольным флотом, поэтому можно сказать, что в этой части у нас конкурентов точно нет".
Всего таких ледоколов в серии семь. Три уже действуют, три строятся, еще один будет заложен в следующем году.
Вот этот кусок металла – это и есть будущий ледокол "Ленинград". Он занял свое место на стапеле, как только с него сошла "Чукотка". Это так называемая закладная секция – далее к ней будут присоединять все новые и новые секции, по принципу детского конструктора, пока все это не обретет очертания ледокола – такого же могучего и красивого, как предшественники "Ленинграда".
Новый ледокольный флот заменит выходящие из эксплуатации суда и расширит возможности Северного морского пути
Исполняющий обязанности генерального директора ФГУП "Атомфлот" Яков Антонов: "С точки зрения качества проводки, качества оказываемых наших услуг, неоспоримое преимущество заключается в том, что канал после этих ледоколов становится шире, чем после ледоколов серии, ледоколов советского периода, которые сейчас находятся в строю – "Таймыр", "Вайгач" и "Ямал", "50 лет Победы".
Чтобы современные газовозы и танкеры ходили по СМП, требуется широкий канал, а для этого нужен корпус специальной конструкции – 34 метра в талии. Высотой эти ледоколы с многоэтажку – 60 метров, а длиной – 174. При этом экипаж всего 54 человека. Технологии во многом заменили ручной труд.
Атомоходы проекта – двухосадочные, по сути это – два ледокола в одном. Набрав балластные цистерны водой и осев на 2 метра, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно подвсплывает и может работать как мелкосидящий ледокол.
Такое технологическое решение применяется впервые. Раньше для разных глубин строились разные ледоколы. А вот на этих кадрах – установка ядерных реакторов. 175 мегаватт каждый. Ядерные сердца заставляют крутиться турбины, питая энергией все системы. Именно они делают эти ледоколы самыми мощными в мире. Пока делают. На дальневосточной верфи "Звезда" строится ледокол проекта “Лидер” – он будет еще в два раза мощнее. А значит и Севморпуть станет шире, быстрее, надежнее. Лидерство России в Арктике зависит сейчас от наших корабелов.