На Украине судорожно подчищают себя. До объявления результатов выборов Трамп был в списках дурно известного сайта "Миротворец", где нацики публикуют данные своих потенциальных жертв. После победы Трамп вдруг оттуда исчез.
У Трампа же осадок остался. Ему точно памятен тот телефонный разговор с Зеленским, когда он, будучи президентом США, обратился к коллеге в Киеве с просьбой предоставить информацию о коррупционных доходах Хантера Байдена, который в то время якобы вел бизнес на Украине. От Зеленского Трамп никаких документов так и не получил. Огрёб со стороны демократов попытку импичмента – за "давление на Киев", а в довершение Зеленский генпрокурора Пшонку, что мог собрать компромат на Хантера, по требованию Джо Байдена еще и уволил.
Сын Трампа, тоже Дональд, у себя в соцсетях уже и видео про Зеленского опубликовал – с надписью:" У тебя 38 дней до того, как ты потеряешь свое пособие".
В смешную ситуацию попал премьер Польши Дональд Туск, который год назад рассказывал, что Трамп – "русский шпион".
- Вы делали заявления во время этой предвыборной встречи о том, что Дональд Трамп, возможно, имеет очевидные агентурные связи с Москвой?
- Нет, я никогда не высказывал подобных предположений.
Но позвольте, нельзя же так грубо врать? Или в Европе можно? Все же помнят…
Дональд Туск: "Трамп, его зависимость от российских служб сегодня уже не вызывает сомнений. Это не мое предположение. Таков результат расследования американских служб. Американские службы не исключают, что 30 лет назад Трамп даже был завербован российскими службами".
А интересно, тот священник греко-католической церкви Украины тоже скажет, что Трампа дьяволом и антихристом не называл?
"Трамп – это антихрист. С ним настанет конец и погибель всего света. Недавно нашли запись в старой книге, что Трамп – последний президент Соединенных Штатов. Так помолимся же мы за рассудительность американского народа. Чтобы они не допустили прихода дьявола к власти".
Если серьезно, то именно украинские власти проиграют больше других в мире от смены власти в США. Такое заключение делает американский политолог Фрэнсис Фукуяма в британской газете Financial Times.
Фрэнсис Фукуяма: "Украина, безусловно, потеряет больше остальных. Ее позиции в военной конфронтации с Россией и до выборов ослабевали. Трамп же может заставить ее пойти на условия России, остановив поставки вооружений, как это делали республиканцы в палате представителей Конгресса США в течение шести месяцев".
Вообще волны от политического землетрясения накрыли и Европу. В результате позиции венгерского премьера Виктора Орбана в Евросоюзе явно укрепились, а правящая коалиция во главе с канцлером Шольцем в Германии фактически рухнула. Обо всем подробно – Михаил Антонов.
Принимая в четверг в Будапеште саммит европейского политического сообщества, Орбан имел все основания чувствовать себя тем, вокруг кого вращается ЕС. И дело не в том, что Венгрия сейчас председательствует в Евросоюзе, а в том, что сыграла важнейшая в его карьере политическая ставка на Трампа. Он обещал, что, если это случится, откроет бутылочку шампанского, но с шампанским не сложилось.
Виктор Орбан: "Когда Дональд Трамп выиграл выборы, я был в Киргизии, так что мы весело налегали на водку, отмечая его потрясающий результат на выборах".
Вообще, водка – универсальный продукт: подходит для праздников и поминок. И в теории у всех европейских лидеров не было повода не выпить в связи с возвращением Трампа.
Румынский президент Йоханнис то ли по рассеянности, то ли ему и правда было столь отвратительно торжество Орбана, но выбравшись из машины, он не сразу обратил внимание на встречавшего его хозяина саммита. Зато остальные уже не рискнули игнорировать Орбана, хотя еще два месяца назад с подачи главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен сообщество открыто бойкотировало все официальные мероприятия в рамках венгерского председательства. Теперь все они чисто гоголевские холуи и подхалимы: Орбану ласково улыбаются, но, победи Харрис, они бы его сейчас затоптали. И венгерский премьер это понимает. Он не удержался от маленькой мести фон дер Ляйен – та, по традиции, завела разговоры о кредитах для Украины за счет замороженных российских активов.
Урсула фон дер Ляйен: "Как вы знаете, у нас есть Фонд Украины в размере 50 миллиардов евро. Это в дополнение к кредиту G7, который предоставит Украине существенное облегчение до 2026 года".
Виктор Орбан: "Это всего лишь текущий процесс. У нас есть некоторые сомнения относительно того, как именно он будет реализован, так что этот вопрос остается открытым, особенно после американских выборов. Теперь это становится долгосрочной проблемой".
Венгрии теперь намного проще блокировать любую помощь Украине со стороны Евросоюза. Свою позицию, прозрачно намекает Орбан, он будет согласовывать с Трампом, а не с фон дер Ляйен. И это точно не та новость, которую хотел услышать Зеленский. Его притащили в Будапешт на спецпоезде из двух вагонов. Настроение на нуле. Пробежал мимо журналистов, не желая, видимо, плодить насмешки над своим английским. Но на мове закатил истерику все на ту же тему – "Дайте денег!" Российские триста миллиардов он уже считает своими.
Владимир Зеленский: "Все говорят, что вы будете делать, если Трамп не будет вас поддерживать финансово? Где вы возьмете оружие? Я вам отвечаю. А можно нам взять 300 млрд, принадлежащих нам, купим на эти деньги во всех странах мира оружие?"
Можно мне то, можно мне это? Да кто ж знает? Они – шестерки, определятся сразу после Трампа. А у того, помимо политических соображений, могут быть еще и всякие другие. В том числе и личного характера. Зеленский не проявил должного уважения, саботировал усилия Трампа, когда тот, на излете своего первого срока, собирал компромат на Байдена, требовал от Киева раскрыть коррупционные схемы его сына Хантера в компании "Бурисма". В общем, есть что припомнить. И, конечно, не только Зеленскому. Обычно общительный премьер-министр Польши Туск сидел тихо – смотрел в бумажки.
Не то, чтобы от него шарахались, как от прокаженного, но, возможно, все еще впереди? Много он успел наговорить между первым и вторым Трампом. Министру иностранных дел Польши Сикорскому также стоит как минимум договориться со своей женой – журналисткой Эпплбаум, чтобы она перестала называть Трампа "дебилом" и "сумасшедшим". А главе британского Форин-офиса Лэмми, наверное, проделать работу над собственными ошибками.
Премьер-министр и министр иностранных дел Лэмми встречались с Трампом в сентябре. Воспользовался ли министр иностранных дел этой возможностью, чтобы извиниться за уничижительные высказывания, включая такие: "Трамп – не только ненавидящий женщин, симпатизирующий неонацистам социопат, он также представляет собой глубокую угрозу международному порядку". И если он не извинился, то сделает ли это премьер-министр сейчас от его имени?
Извиняться Стармер не стал. Вместо этого, к неудовольствию Киева, приморозил планы по поставкам ракет ВСУ, демонстрируя готовность следовать новым указаниями из Вашингтона, хотя это вряд ли снимает стоящий перед его правительством отнюдь не риторический вопрос: как загладить вину перед Трампом, заключающуюся в открытой поддержке избирательной кампании Харрис со стороны британских леваков-лейбористов, которые отправили своих политтехнологов по штабам демократов?
"Источник сообщил изданию Mail on Sunday: "Не стоит недооценивать ущерб, который Стармер нанес отношениям с США, команда Трампа готова и ждет возможности развязать против него полномасштабную войну, поскольку его считают антиамериканистом и нытиком-либералом".
Очень многие сейчас гадают на тему, станет ли Трамп мстить. Может быть, но это, наверное, не станет основной его мотивацией в отношениях с союзниками. Скорее, приятным бонусом в рамках реализации глобального плана сделать Америку снова великой. Вряд ли можно считать местью его планы обложить европейские товары 20-процентной экспортной пошлиной. Минус пятнадцать процентов к внешнеторговым доходам Германии – ну так это просто бизнес. Закону джунглей плевать на европейский сад. Вот и Макрон это уже понял.
Эммануэль Макрон: "Мир состоит из травоядных и хищников. Если мы решим остаться травоядными, хищники победят, и мы станем для них добычей. Было бы неплохо стать всеядными. Я не хочу быть агрессивным, я просто хочу, чтобы мы умели защитить себя".
Президент Франции периодически – приступами – вспоминает о том, что Европе неплохо бы обзавестись клыками и когтями, но, по мнению словацкого премьера Фицо, максимум возможного для Европы – это рога и копыта.
Роберт Фицо: "Новый президент США – консерватор. Мы думаем, что он сделает большой акцент на экономических делах Соединенных Штатов. Эта "Америка прежде всего", несомненно, будет реализована во всех его решениях. Я думаю, что нам придется попотеть в ЕС, потому что мы уже не сможем быть такими хищниками в ЕС, какими может быть администрация нового президента США".
Неуверенность в стаде усугубляет отсутствие вожака. В Европе есть только слабеющая брюссельская бюрократия, по которой 5 ноября был нанесен серьезный удар, и группа национально ориентированных политиков, которые в силу объективных причин – вроде размера экономики, не могут безоговорочно претендовать на лидерство. Франция – в глубоком кризисе, управляется правительством меньшинства. Макрон – уходящая натура. И Шольц тоже. В прошлый раз, когда пришел Трамп, у них здоровая Германия была. А теперь сильно болеет.
Номер журнала "Шпигель" от 12 ноября 2016 года – Трамп в виде астероида несется к Земле. Настроения тогда в немецких либеральных СМИ были апокалиптические, но в итоге вашингтонское болото погасило удар, и европейские элиты избежали участи динозавров. А это новый номер "Шпигеля" – все обложку занимает фотография вечернего окна федеральной канцлерии, за которым видим Олафа Шольца. На первый взгляд, никакой драмы, но это исторический отпечаток конца существования коалиционного правительства Германии. Политический кризис, в который погружается крупнейшая экономика Европы, может усилить негативный эффект Трампа – про него тоже есть, вот тут – в уголочке.
"Я больше не хочу, чтобы ты был в моем кабинете" – последние слова, которые сказал Шольц Кристиану Линднеру. Вечером 6 ноября канцлер и его министр экономики Хабек (он из Партии зеленых) предприняли финальную попытку выбить из министра финансов и лидера коалиционной партии Свободных демократов одобрение их бюджетного плана на следующий год, которые заключаются в широких заимствованиях и повышении налогов для состоятельной части населения. Но Линднер – сторонник сокращения государственных расходов и жесткой долговой дисциплины – и в этот раз не поддался. Собственно, он давно – с конца сентября, когда СвДП проиграла все, что можно, в ходе выборов на востоке Германии, открыто нарывался на увольнение.
Олаф Шольц: "Слишком часто необходимые компромиссы тонули в публично организованных спорах и громких идеологических требованиях. Слишком часто федеральный министр Линднер блокировал законы неуместным образом. Слишком часто он занимался мелкой партийно-политической тактикой. Слишком часто он подрывал мое доверие".
2 года 10 месяцев 4 недели и 1 день продержалось это правительство. На прощание Линднер сказал "Ok" и вложился в то, чтобы погромче хлопнуть дверью. Для его крохотной либеральной партии задача минимум – сохранить присутствие в федеральном парламенте, положив конец опостылевшей подавляющему большинству немцев коалиции вокруг социал-демократов, и как максимум заскочить в следующее правительство, которое, скорее всего, будут формировать христианские демократы.
Кристиан Линднер, министр финансов Германии, СвДП: "Олаф Шольц долгое время не осознавал необходимости нового экономического пробуждения в нашей стране. Он долгое время преуменьшал экономические проблемы наших граждан. К сожалению, Олаф Шольц показал, что у него нет сил, чтобы позволить нашей стране начать все заново".
Но в том-то и дело, что Шольцу и его зеленым партнерам Хабеку и Бербок не надо начинать заново, а надо продолжать тянуть лямку обязательств Запада в ситуации, если Вашингтон вдруг уйдет в сторону. Если верить Линднеру, коалицию, прозванную по партийным цветам "светофором", добило как раз намерение канцлера и министра экономики увеличить финансирование Киева в следующем году на три миллиарда евро – до семи миллиардов. Он же предлагал просто передать Киеву крылатые ракеты "Таурус", что уже Шольц категорически отказался делать. Таким образом Украину можно считать ответственной за политический кризис в Германии.
Сара Вагенкнехт: "Правительство распалось, потому что очевидно СДПГ и зеленые хотели отказаться от долгового тормоза, чтобы поставлять Украине еще больше оружия. Только поэтому. И это в ситуации, когда в Германии требуется капитальный ремонт для мостов и школ, когда миллионы пенсионеров живут в бедности. Они хотят набрать долгов, закупить и поставить еще больше оружия Украине. Меня это просто поражает. Счастье, что с этим провальным правительством покончено. Коалиция подтвердила тренд, который мы наблюдаем последние годы в Германии: хуже быть еще как может".
Алиса Вайдель: "Конец правительства "светофора" и речь канцлера были вчера столько же безобразными, что и сама работа этого правительства. Абсолютно несерьезно то, как все набрасываются друг на друга, критикуют друг друга при полном отсутствии самоанализа. Вот так и прошли все три года правления этой коалиции, по сути, против большинства населения. Развал коалиции стал логичным".
В послевоенной истории Германии было три канцлера социал-демократа, и все они – Брандт, Шмидт и Шредер – играли в досрочные выборы, при этом выиграл только Вилли Брандт. У Шольца, который решил не изменять традиции, шансов явно меньше, чем у его предшественников. Тем не менее изначально 15 января следующего года он собирался внести в бундестаг вопрос о доверии правительству и, поскольку вотум недоверия неизбежен, выборы могли бы пройти 9 марта. Однако оппозиция в лице ХДС требует ускориться: ренегат Линднер, кстати, тоже. И в субботу Шольц дал понять, что с вотумом может получиться и побыстрее.
Фридрих Мерц: "Правительство лишилось большинства в бундестаге, и мы требуем от канцлера незамедлительно запросить вотум доверия правительству, самое позднее – начало следующей недели. Мы можем провести выборы уже во второй половине января".
Олаф Шольц: "Со своей стороны я уже решил, что новые выборы должны состояться как можно скорее. Я установил дату, к которой это может быть сделано быстро, если принять во внимание все аспекты. И сейчас мы просто делаем то, что положено в демократическом обществе: заинтересованные стороны разговаривают друг с другом".
Лидеру ХДС Фридриху Мерцу очень хочется побыстрее стать канцлером. И у оппозиции есть инструмент давления на Шольца через бундестаг: она теперь может блокировать все правительственные инициативы, включая бюджетные. И ответственность за это избиратели возложат, конечно, на социал-демократов. Впрочем, вопрос уже не столько в том, кто получит право форсировать следующее правительство, а получится ли у самого Мерца потом сформировать устойчивую коалицию. Опыт прошедших региональных выборов – например, в Саксонии, где двухмесячные переговоры ХДС, СДПГ и партии Сары Вагенкнехт на этой неделе закончились провалом – свидетельствует, что и на федеральном уровне все может быть очень непросто. Но самое главное, даже если Мерцу и удастся слепить правительство, будет ли оно успешным для немцев – без решения ключевых проблем: энергетического голода, конфликта на Украине, тарифных войн с Китаем, и в условиях, когда к ним добавится еще и Трамп.
Впрочем, Трампа пока можно не считать, он еще немцам ничего плохого не сделал. До нынешнего состояния Германия умудрилась довести себя при большом друге Байдене.