Тема:

Спецоперация России 27 минут назад

Освобожденный Горняк в ДНР завален боеприпасами ВСУ, в том числе гранатометами

Российские войска в конце октября освободили населенные пункты Горняк и Доброволье в Донецкой Народной Республике. Журналисты побывали на месте недавних боев и увидели, как живут оставшиеся в зоне конфликта люди.

Поездка съемочной группы ВГТРК проходит по этапам большого пути 114-й бригады, сейчас воюющей в составе группы войск "Центр". Но еще давным-давно от Донецка они начали отодвигать врага, начиная с Песок. Тогда их подразделение называлось 11-й полк народной милиции ДНР. А сюда – на Первомайскую эстакаду – было невозможно даже просто смотреть.

"Здесь проходили серьезные бои, была пулеметная точка, долго не могли пройти, двое суток почти держали нас в этих блиндажах, сидело 12 человек противника. Море БК у них было. Двое суток они отстреливались", – вспоминает Владислав Макаренко, заместитель командира батальона 114-й бригады группы войск "Центр".

Боекомплект – в просторечии БК – так до сих пор везде здесь и рассыпан. Укрепление все перепахано прошедшим здесь боем и брошено в самом непрезентабельном виде. Итог – шестерых уничтожили, шестеро сдались в плен.

"Они как всегда... один пасечник, один слесарь, ну говорят, что слава России, все готовы помогать, служить России. Но двое суток держали оборону, наших даже некоторых затрехсотили", – рассказывает Александр Неткач, командир штурмовой роты 114-й бригады группы войск "Центр".

Сейчас те пленные и тот самый "пасечник" сидят дезориентированные и мрачные. Но хотя бы живые.

Город Горняк – цель нашей поездки. Тоже, как и все предыдущие, взят 114-й бригадой.

Огромное количество боеприпасов разбросано по городу, в том числе и гранатометы: и стреляные, и не стреляные. Вот лежит один из них, в каком он состоянии – неизвестно, трогать его мы не будем. Видно, что это гранатомет иностранный, слово Direction написано и стрелочка нарисована, чтобы не ошибиться. Но он может быть взведен, может представлять угрозу, разбираться с ним будут дальше саперы.

"Вот каска очередного сверхчеловека, освободителя, который решил здесь навязать свои правила. Все, касочка отлетела", – смеется Владислав Макаренко, заместитель командира батальона 114-й бригады группы войск "Центр".

"Мы заходили с севера-востока и с юго-востока. Из-за нехватки личного состава противник не смог долго удерживать этот населенный пункт, поэтому приходилось ему отступать", – поясняет Александр Неткач, командир штурмовой роты 114-й бригады группы войск "Центр".

Это Желанное Второе, ВСУ отсюда отбросили не так давно, и ситуация далека от спокойной. Военные помогают желающим выехать из опасной зоны, а остающимся – помогают с едой. На хозяйство Людмилы Ивановны не обратить внимание невозможно, чистота и порядок, ухоженные цветы и клумбы – при том, что дом разбит. Уезжать отказывается категорически, ждет родных. Присматривают за бабушкой соседи, у которых в хозяйстве теперь и корова, и хряки на вольном выпасе. Животные остались от уехавших односельчан.

Родные Людмилы Ивановны живут в Горняке, съемочная группа нашла Виктора Кухаренко, которому она доводится тещей. Передали ему привет и показали сюжет о ее жизни. Лариса Кухаренко очень обрадовалась новостям о своей матери.

"Я маму увидела, конечно, мы соскучились сильно, никак не попасть, мы не можем попасть", – поясняет Лариса.

Хозяин показывает нам георгиевскую ленточку, которую все это время хранил. Украинских военных он называет "немцами".

"Я говорю, а какие они украинцы, если у них везде кресты на технике, это что, украинцы? И долбили тут по нам. Мы уже выучили, откуда и что летит", – говорит Виктор.

Буржуйка в квартире и дрова на лестничной клетке – все это так же ненормально, как и то, что в соседнее село попасть невозможно.

"Мамочка, родненькая, мы очень соскучились и слава богу, что ты жива осталась. И соседям большая благодарность за то, что они тебе помогают. Тебе 17 ноября исполнится 85 лет, дай бог тебе здоровья, дожить до ста лет. Мы тебя очень любим, при первой же возможности мы приедем, крепко тебя обнимем, целуем", – записали поздравление для бабушки супруги Кухаренко.

Съемочная группа пообещала передать теплые слова для Людмилы Ивановны и отправилась дальше в путь.

Сопровождающие группу военные просят включить в сюжет и захваченный украинский флаг, и шевроны пленных и уничтоженных бойцов ВСУ. Все это – трофеи только их подразделения на этом направлении за совсем короткий срок.

Про странные и уродливые аспекты того, что Украина творит на некогда своей земле и с некогда своими людьми – очень показательное интервью с прохожим. Причем на украинском:

"Немцы дом спалили, я восстановлю. Я родился там и жить там собираюсь, потому что я тут родился и никуда я не выезжал. Уже не хочу ни бандеров, ни, тем более, клоуна-президента".