Польская прокуратура открыла пять уголовных дел по второй "смоленской комиссии"


AP

Против участников второй следственной комиссии, расследовавшей авиакатастрофу под Смоленском 2010 года, возбуждены пять уголовных дел. Об этом сообщила прокуратура Польши.

"Приказом от 8 ноября 2024 года генеральный прокурор Адам Боднар назначил следственную группу в Национальной прокуратуре для расследования нарушений в работе подкомитета в 2016-2023 годах… После проведения процедуры проверки, 18 ноября 2024 года, прокуроры из вышеупомянутой следственной группы инициировали 5 расследований", – говорится в сообщении.

Прокуроры инкриминируют членам второй "смоленской комиссии" разглашение секретной информации, халатность при надзоре за расходованием государственных денег, злоупотребление полномочиями и невыполнение обязанностей. Среди обвиняемых упомянут бывший министр обороны Польши Антони Мачеревич.

Ранее начальник Службы военной контрразведки Польши Ярослав Стружик объявил Антони Мачеревича "предателем" по результатам расследования, которое провела комиссия под его началом. Он обвинил Мачеревича в препятствовании закупок вооружения для армии Польши и выразил надежду, что бывший глава польского Минобороны будет заключен в тюрьму.

Прокуратура Польши начала расследование по факту злоупотреблений со стороны Антони Мачеревича и его подчиненных, входивших во вторую комиссию по расследованию обстоятельств крушения самолета президента страны Леха Качиньского под Смоленском.

В ходе разбирательств прокуроры хотели установить обстоятельства уничтожения самолета Ту-154М, который использовался комиссией Мачеревича для установления обстоятельств смоленской авиакатастрофы, а также исчезновения 23 материалов по катастрофе, включая секретные.

Самолет Ту-154 с польским президентом Лехом Качиньским, его супругой, а также известными политиками и польскими военными потерпел крушение в Смоленске 10 апреля 2010 года при заходе на посадку. Катастрофа унесла жизни всех 96 человек, находившихся на борт.

Через год после трагедии Международный авиационный комитет назвал причиной крушения решение экипажа не уходить на запасной аэродром в условиях тумана, а также недостатки в его подготовке и обучении. Первая польская комиссия, расследовавшая инцидент, которую возглавлял бывший министр внутренних дел Польши Ежи Миллер, согласилась с выводами МАК.

Польские власти, однако, отказались признавать справедливость выводов МАК и комиссии Миллера, после чего создали новую комиссию под руководством Антони Мачеревича. По итогам нового разбирательства комиссия Мачеревича обвинила в катастрофе Россию и выступила с бездоказательным заявлением о взрыве на борту президентского самолета. Предварительные выводов комиссии Мачеревича стали основанием для возбуждения уголовных дел против трех российских диспетчеров.

В декабре 2023 года комиссия Мачеревича была распущена, Варшава отозвала свои обвинения в адрес России, а военные и прокуроры республики начали разбирательства в отношении деятельности Мачеревича на посту министра обороны.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял, что Москва всегда выступала против политических спекуляций из-за cмоленской авиакатастрофы, а также выразил надежду, что этот вопрос будет окончательно закрыт.