Макрон на открытии Нотр-Дама постарался не заметить хаос во Франции

В политической жизни Франции при уже крайне непопулярном Макроне творится настоящий хаос. В среду парламент объявил вотум недоверия правительству Мишеля Барнье. Это уже третий французский премьер, подавший в отставку за год. Франция явно нездорова: политически и экономически.

И только президенту там – всё нипочем. Кроме Украины его вообще мало что волнует. А еще он обожает проводить крупные международные мероприятия и позировать перед камерами. Вот вчера после пятилетней реставрации в Париже состоялось открытие собора Нотр-Дам. На пышную церемонию пригласили порядка 40 глав государств и правительств со всего мира. Прилетел даже Дональд Трамп. Желая прослыть главным миротворцем Европы, Макрон подсунул Трампу Зеленского.

А вот тот, чей приезд действительно был бы уместен на открытии главного собора Франции – Папа Римский Франциск, ехать в Париж отказался. Надо думать, после фееричной церемонии открытия Олимпиады в Париже понтифик опасался, что французские власти и открытие христианского символа превратят в оргию извращенцев.

Удары главного колокола Собора Парижской Богоматери звучат спустя пять лет после чудовищного пожара, в котором, казалось, гибнет все святое, старинное, французское. Церемония открытия в этот раз классическая, гости в строгом черном, супруга Макрона традиционно в платье выше колен, прикрытом пальто. На паперти, где специально возвели гигантский шатер, пусто – рядом с президентом гостей встречал уходящий премьер-министр Барнье и увольняющийся вместе с ним министр иностранных дел, которого за эти короткие три месяца на посту никто из зарубежных гостей толком и не узнал.

К вопросу о символизме и любопытных деталях: утром в Париже светило солнце, а вечером, перед тем как приглашенные Макроном лидеры собрались у Собора Парижской Богоматери, на французскую столицу налетел мощный ветер до 70 километров в час и дождь. Зрителям снаружи не повезло, а лидеров стран укрыли внутри храма.

Эммануэль Макрон во что бы то ни стало хочет оставить какой-то значимый след, пусть не в истории страны, так хотя бы в соборе Нотр-Дам. Он настаивал установить современный шпиль – идею отвергли, пытался внедрить 6 современных геометрических витражей, взамен уникальных переживших пожар жемчужин XIX века. Споры вокруг этого еще идут. Он очень хотел выступить с речью именно внутри собора, вопреки традициям и закону о разделении церкви и государства. Архиепископы долго сопротивлялись.

"Это впервые, когда глава государства произносит речь внутри собора. Даже в эпоху королей никто подобного не делал. Но во время непогоды люди могут укрыться внутри. Поэтому, я думаю, это правильное решение. Но нужно помнить, что церковь отделена от государства законом", – напомнил епископ Алан.

Речь Макрона звучала торжественно и медленно, будто это говорил сам Папа Римский, шутили в соцсетях. Кстати, лично понтифик не приехал, сослался на занятость, но говорят, на деле его оскорбила церемония открытия Олимпийских игр в Париже.

Звездой в этот вечер был еще не вступивший в должность американский президент Дональд Трамп. Каждый старался пожать ему руку. Польский президент Анджей Дуда поспешил ввернуть пару почтительных фраз. Президенту Грузии Саломе Зурубашвили пришлось продираться сквозь толпу и стучать Трампу по плечу, чтобы привлечь к себе внимание. За этой картиной в числе гостей наблюдал Илон Маск. Церемония была помпезной и пришлась заокеанскому гостю по вкусу.

Макрон Трампа обхаживал. Он вышел встречать его лично на красную ковровую дорожку Елисейского дворца, куда будущий президент приехал на своем бронированном лимузине "Чудовище" (The Beast). Рукопожатие под прицелом камер. На паперти это было скорее похоже на спарринг, на пороге дворца Трампа показал, кто тут главный, а кто будет подчиняться. Макрон старался фамильярничать.

"Помнишь, ты был тут? Что-нибудь хочешь выпить?" – гостеприимно предложил Макрон.

Макрон сам же свою речь на французском переводил на английский для дорогого гостя.

"Определенно складывается впечатление, что мир сейчас сходит с ума, и мы собираемся это обсуждать", – заметил при этом Дональд Трамп.

Заболтались и не заметили, как во дворец привезли Владимира Зеленского. Одетый в куртку и оглядывавшийся на журналистов потерянным взглядом, он один поднялся на порог – его никто не встретил. Трехсторонняя встреча все же состоялась, но закончилась едва начавшись. 20 минут, а затем протокольная фотография на крыльце. Трампа до его лимузина сопровождают с зонтом, Зеленский ковыляет под дождем сам к предоставленному французами "Ситроену".

"Это была очень хорошая встреча, – заявляет при этом Зеленский. – Важно, что она была конструктивной, и атмосфера была благоприятной".

Макрон постарается представить это своим достижением, как и то, что он смог стать первым европейским лидером, который пообщался с Трампом – заманил его новым блестящим собором. То, что храм отремонтировали, президент Франции тоже считает своей заслугой, как и открытие Олимпийских игр.

"Восстановление собора – это проект, который мы считали невозможным, но мы сделали это. Как и успешно провели Олимпийские игры. У нас получилось, потому что было четкое направление, воля, и все упорно трудились. Это доказательство того, что мы умеем делать великие дела, что мы умеем делать невозможное. Дважды в этом году весь мир восхищался нами", – заявил президент Франции.

А тот хаос, что творится вокруг – дефицит бюджета более чем вдвое превышающий европейские нормы, бесконтрольные расходы и так же быстро растущий госдолг, падение третьего правительства, отсутствие бюджета страны на следующий год – это все происки оппозиции. Над эго Макрона уже смеется даже французская пресса. Вот что сказал Эммануэль Макарон французам: он не несет ответственности ни за долг, ни за иммиграцию, ни за то, что в стране стало небезопасно, он не ответственен за желтые жилеты. Он 7 лет президент, но он ни за что не отвечает.

Про Макрона даже есть песенка:

"Это не моя вина
И когда я сдаюсь, не зная ответа,
Я вижу остальных,
Уже готовых наброситься на меня.
Это не моя вина".

Смех смехом, но итог этого года Макрона – политический хаос в стране, национальная ассамблея, скорее похожая на лебедя, рака и щуку с возом экономических проблем, который грозит свалиться в пропасть.

Мишель Барнье – 73-летний консерватор, сторонник идей Шарля де Голля, один из немногих, кому в нынешней ситуации можно было доверить разработать бюджет в сжатые сроки и договориться о том, чтобы его приняли и левые, и правые. Это человек с большим политическим опытом, мощный переговорщик. Именно он договаривался об условиях Brexit. Такой политик должен был попытаться замедлить тикание часов на бомбе французского госдолга и стабилизировать положение Эммануэля Макрона.

"После вынесения вотума недоверия я подал прошение об отставке президенту Республики, который принял его к сведению", – объявлял в 1962 году премьер-министр Франции Жорж Помпиду.

Барнье отправили в отставку непримиримые враги – и правые, и левые. Такое случалось один раз 62 года назад, когда Франция закончила войну в Алжире. На Шарля де Голля было совершено покушение, и он предложил проводить выборы прямым голосованием, а не через выборщиков, сенаторов и депутатов. Причем вынес этот вопрос на референдум. Французы проголосовали "за", а раздраженные ослаблением законодательной власти депутаты уволили через вотум недоверия премьера Жоржа Помпиду. Шарль де Голль нанес ответный удар – распустил ассамблею, назначил выборы и выиграл приз – его партия стала первой и набрала 40 процентов голосов.

У Макрона такой возможности нет, он уже распускал парламент и по закону не может повторить этот трюк до следующего лета. Тиски вокруг него сжимаются все сильнее.

"Эммануэль Макрон никогда ничего не сделает по-настоящему. Он разрушил все за 7 лет. Он разрушил то, что работало в нашем государстве, префектуры и так далее. Он разрушил несущие стены Франции", – обвиняет действующего президента Пятой респулики Марин Ле Пен.

Еще в начале недели национальное объединение называло тех, кто призывает к отставке Макрона, ряжеными революционерами. Теперь ничто не является табу, учитывая, что президентские выборы через два года. Можно сказать, что избирательная кампания уже началась.

"Афера последних парламентских выборов и антиреспубликанского фронта разворачивается на наших глазах. У этих людей на самом деле нет ничего общего, либо они слишком сильно любят друг друга за кулисами, либо ненавидят друг друга на публике. Они неспособны вести нашу страну через трудности", – отмечает член Законодательного собрания Франции Жан-Филипп Танги.

Макрон увлечен геополитикой: то Украиной, то, когда разваливалось его правительство, был в Эр-Рияде. "Непокоренная Франция" Меланшона отказывается вести с таким главой государства какой бы то ни было диалог и обещает блокировать назначение любого премьера, если он не будет из их рядов.

"Мы победили всю политику Макрона, политику, над которой мы трижды одерживали верх на выборах, политику, когда не хотят платить людям и социальным службам, а играют на стороне самых богатых. Чтобы выйти из тупика, в который поставил страну президент Республики, нам остается только одно решение – мы требуем от Эммануэля Макрона уйти", – потребовал Жан-Люк Меланшон.

"Впечатление, что он считает себя кругом разума, но при этом сам ходит по кругу. Он радует нас 5 минутами "здравого смысла", объясняя, что все вокруг ничего не понимают, кроме него. Эта снисходительность невыносима", – охарактеризовала Макрона национальный секретарь партии "Экологисты" Марин Тонделье.

Его рейтинг едва дотягивает до 24 процентов, больше 60 процентов французов хотят, чтобы он ушел в отставку, но Макрон продолжает игнорировать реальность и существует в своем пузыре Елисейского дворца. Он то ли не осознает всей серьезности экономической и политической ситуации, то ли не просто не знает, как из нее выпутаться.