Суммарные потери противника – 12 тысяч 210 человек, много тяжелой техники, включая пять немецких танков "Леопард". Морская авиация Черноморского флота уничтожила восемь безэкипажных катеров ВСУ.
Донецкое направление, Курахово, один из самых важных участков СВО. Российские части взяли этого город в полукольцо.
- Борода! Я – Крона! Продолжить выполнение задачи! Продолжить!
Мы на командном пункте третьего батальона штурмующей Курахово Пятой бригады 51-й армии.
Комбат – Герой России и Герой ДНР майор Трошин.
- Здравия желаю!
- Товарищ комбат! Вот он!
"Активная фаза наступательных действий, то есть спим там по три-четыре часа. работа-то не останавливается. Помимо штурмовых действий, еще подвоз БК, поднос БК, провизия, медицина... Когда я слышу, что... или кто-то там спрашивает – посыпалась ли оборона там? Да она не посыпалась – просты мы ее рвем", – говорит Герой России Александр Трошин, командир батальона 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады им. А.В. Захарченко 51-й общевойсковой армии Южной группировки войск
Российская армия освобождает в ДНР один населенный пункт за другим.
Красногоровка...
Названия долго в боевых сводках не задерживаются.
Это уже тыловой район. Квадроциклы-мотоциклы снуют меж развалин с грузами и людьми.
- Сейчас очистите – загоняйте, механики посмотрят....
Пятая бригада, мотовзвод.
"Вот так вот катание по полям... Штурмовика довез, ехал обратно, упал, морду сломал", – рассказывает командир мотовзвода 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады им. А.В. Захарченко 51-й общевойсковой армии Южной группировки войск с позывным Странник.
- Резина – шиповка. Как и по грязи, так по снегу. Гребет. Но ребята все довольные.
- Чего-то я не вижу, что вы довольные.
- Это механики... По 150 раз скаты бортируют – устают.
- А это что?
- Это "Черная молния". Все, кто его видят – от него тикают. Боятся. Это вот водитель. Позывной Горец. Все боятся его. Укропы... Потому что он столько уже туда завез десантников.
- Понятно.
- Это какое за сегодня колесо?
- Пятое или шестое...
- Шестое колесо...
- Они со счета бывает сбиваются...
"Бывает работа, когда происходит тут карусель, – одни приехали, третьи уехали... Все дается тяжело – каждый метр за метром: ребята идут, бойцы штурмуют, каждый метр сантиметр – окоп, блиндаж – все проверяют, подвалы, разрушенные дома. Везде они стараются спрятаться от нас, укрыться, но ребята, их просто так не обманешь. Они находят их везде", – говорит командир мотовзвода с позывным Странник.
Сегодня боевые действия такие, что командиры бригад, батальонов, рот, управляют своими штурмовиками, артиллеристами в режиме реального времени. Каждый солдат на поле боя на связи. В самом Курахове есть фактор, который заставляет действовать наших солдат во время штурма особенно скрупулезно.
"Очень много гражданских. Поэтому аккуратно мы воюем. Проходим, зачищаем, чтобы не причинить вред гражданским", – говорит Александр Трошин.
- Это не басня?
- Нет. Нет. Наоборот. Мы вот когда первый раз зашли в высотки на бронегруппе, высадились, заняли три-четыре дома, заняли круговую оборону. И бегали гражданские, ну, вокруг дома. Мы их к себе затаскивали в подвал, потому что противник наносил огневое поражение артиллерией.
На этой неделе в первом батальоне Пятой бригады произошел редкий боевой случай: обезоружили двух солдат ВСУ, но они не смогли выйти из укрытия, пришлось оставить, как говорится, "в плену на дому". Сидят пока в своем бункере в Курахове.
- Кто вы?
- Мы – Вооруженные силы Украины. Попали в плен заблокированные. Нас здесь кормят, поят, ухаживают. Пытаются вытянуть.
Это как раз организатор домашнего ареста. Под домашним арестом сейчас у него находятся двое солдат противника.
"Ну, и заложили ТМ-ку на вход, чтоб дверь открыть. Но она вовнутрь стала открываться, соответственно, заблокировалась так, что не вытянуть ни вперед, ни назад. Ну, и бойцы там поняли, что деваться некуда, вэсэушники, и решили, видимо, сдаться. И через эту дырочку, которая у них, бойницу, начали автоматы выдавать, шевроны, нашивки – типа, мы сдаемся. Мы хотим кушать, дайте нам сигарет", – рассказывает командир батальона 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады им. А.В. Захарченко 51-й общевойсковой армии Южной группировки войск с позывным Реут.
"Это теперь территория России. Советуем всем сдаваться. пацаны, сдавайтесь. Нет смысла биться. И передаем привет родным всем и "Вестям" России", – говорят пленные.
Войска сегодня снабжаются всем необходимым для движения вперёд. В штурмовых действиях силы используются рационально.
В бой идут небольшие группы, но состоящие из подготовленных солдат. Бойцы Пятой бригады, через десять минут они будут уже в центре Курахова.
Штурмовики одеваются.
- Как настроение?
- Боевое.
Штурмовая группа четыре человека, налегке, все необходимое, боекомплект, провизия, уже перевезено и ждет их впереди, на исходном рубеже.
- Штурмовики. Что это за люди сейчас, сегодня?
- Элита ВС РФ. Наверное, даже элита всей страны. Они делают основную работу сейчас, они работают на победу страны. Это – элита. Самые лучшие люди страны.
Провожаем эту группу до выхода ее в опасный район.
- Пошел! Пошел! За меня держитесь!
Пятая бригада Южной группировки на этой неделе указом президента России стала гвардейской. Не за прошлое, а за настоящее.
"Мы общались с комбатами, ну прямо – гордость! Это ж серьезное звание", – говорит Александр Трошин.
- Дорога – ужас!
- Это еще дорога, дальше ее нет.
- А это чьи танки?
- Украинская техника. Все, что осталось от БМП-2.
***
Фронтовые дороги начинают подмерзать и покрываться снежком, но все равно, когда надо разъехаться со встречным грузовиком, и для этого съезжать на обочину, ситуация неприятная, в земле может быть, что угодно. Впрочем, как и в небе. Для этого на крыше РЭБ, на торпеде – дрондетектор.
Окрестности поселка Кураховка, отсюда артиллеристы 114-й бригады группы войск "Центр" бьют в район уже города Курахова. Поддерживают наступление своих штурмовиков.
"Очень редко паузы бывают. Очень редко. Ну бывают как бы для обслуживания орудия. Ну а так в основном постоянная боеготовность, ежесекундная и немедленное открытие огня", – говорит командир батареи Евгений Строев.
"Моя задача – вовремя по команде сделать выстрел по дежурной цели. И следить за тем, чтобы все происходило быстро и моментально, потому что цели у нас движущиеся, надо реагировать на них очень быстро и слаженно", – объясняет заряжающий Владимир Петров.
Командир батареи – личность примечательная. В дни штурма Авдеевки, а это героическая страница истории 114-й бригады, он лично разрушил собственный дом. Потому что дом стал целью. А когда Авдеевку взяли, сходил посмотреть.
"Мне сказали, как сейчас помню, цель – 121, в моем доме – взводный опорный пункт. Я с большим удовольствием уничтожил. Стрелял в свой собственный дом. Чувствую потерю, ничего не осталось от того, что было. Детство, все пропало. Только есть война и есть сейчас. А завтра? А завтра будет завтра", – говорит Евгений Строев.
До Курахова отсюда километров 9, и артиллерия бьет уже частенько за этот населенный пункт.
Облачность сейчас очень низкая. Вышку практически не видно. Очень удачная погода сейчас, чтобы чуть-чуть походить по улицам.
Спелые гроздья винограда под снегом, и собирать их явно некому. Уехавших много, но много тех, кто специально остался ждать нашего прихода, и дождался.
Беседуем с Константином Ивановичем.
- Ну, неправильно, зачем вот это переименование улиц, язык, зачем людей за 9 мая…Старики все воевали, а они 9 мая отменять…Зачем это?
Куда сходятся сейчас все следы местных понятно, это точка, где выдают гуманитарную помощь.
- О, Ленин у человека!
- Все было хорошо, когда был Ленин. И сейчас хорошо.
Ясно, что это демонстрация личной, но и в чем-то общественно-политической позиции. Мужчины в очереди не хотели и не пошли служить в ВСУ на войну с Россией, но, разумеется, двигатель всех процессов – это женщины.
- А номер сейчас пошел, сейчас будет Должековой. Должековой – восьмой.
- Чего дали?
- Сахар.
-Так, что еще? Сахар, чай. Овсянка. Соки. И яблоки, лук. Яблоки, лук. Всего дали.
Продукты раздают военные. Никакие гуманитарные организации пока здесь работать еще не начали.
Утром воду питьевую выдавали, тяжелая ситуация.
- Вы прям по своей инициативе?
- Командир сказал сделать – мы делаем.
За отдельным столом прием ведет военный врач.
- Взяла деду от кашля, дед у меня дюже болеет…
- Доктор – молодец, меня проконсультировал. Завтра приду здоровая.
- Деток забирали, отбирали нагло детей. А теперь вернуть их как назад всех?
Страшные истории и очень тяжелые решения, которые были вынуждены принять родители, не хотевшие отъезда детей на ту сторону.
- Мы своего ребенка прятали, где могли… То есть приезжали, тупо отжимали детей и все.
"Мирных очень много. Они, скорее всего, не успели их эвакуировать. Наступление было таким дерзким", – говорит командир артиллерийского дивизиона 114-1 бригады группы войск "Центр" с позывным Юпитер.
Фактически сейчас 114-я бригада уже вышла в тыл Курахова.
- Еще немного и будет окружено.
Как в любом городе или поселке, который оставляет Украина, найти горсовет или сельсовет? Надо искать вот такую конструкцию – бетонная штуковина с надписью "Укрытие". Ну, и напротив нее и будет сельсовет. В данном случае – вот он. Остатки флага, почтовый ящик…
Довольно интересные документы удалось найти в сейфе. Это картотека военнообязанных. Скорее всего, это те, кто по возрасту уже не подходит для того, чтобы служить в ВСУ. Офицеры, члены КПСС, в общем, данные довольно интересные.
В сельсовете конечно разруха, но все восстановимо, и следы разрухи, как и следы Украины, отсюда убрать довольно легко.
"Враг понимает, что несет потери, пытается отходить, упирается, пытается сопротивляться, получается плохо", – говорит заместитель командира батальона 114-й бригады группы войск "Центр" Владислав Макаренко.
Команда открыть огонь из этого пункта управления поступает как раз на позицию, с которой и начался наш рассказ.