Так сыграла "мымру", что ее полюбила вся страна: юбилей Алисы Фрейндлих

Блестящая актриса Алиса Фрейндлих отмечает 90-летний юбилей. Всенародную любовь ей принесла роль "мымры" в комедии "Служебный роман", потом была Анна Австрийская в "Трех мушкетерах" и десятки других ролей в кино и театре.

С юбилеем актрису поздравил Владимир Путин. "Вы внесли большой, неоценимый вклад в развитие отечественного искусства, создали целую плеяду ярких, талантливых, самобытных работ, каждая из которых – признанный эталон высочайшего мастерства и беззаветной верности избранному делу", – говорится в поздравительной телеграмме, опубликованной на сайте Кремля...

И сегодня же президент наградил Алису Фрейндлих орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.

Если в Петербурге и надо что-то увидеть, то это ее. Достопримечательность города на Неве – Алиса. И в этом городе как будто нет других Алис. Одна. Неподражаемая. Необыкновенная.

Ей 90, а она на сцене. Нарядные петербуржцы и гости города идут в БДТ увидеть это явление. И даже фото просто с афишей украсит альбомы и соцсети. Все билеты, конечно, проданы. Зал не дышит.

- Лето одного года. Я никогда не любила рыбалку. Бывало, ездила, но мне всегда казалось, что мертвые рыбы смотрят на меня с укором.

Идут и едут, конечно, на Фрейндлих, но это всегда то, о чем мечтает любой артист – видят на сцене в итоге, не ее, а героиню.

"Она так искренне играет молодого врача. И говорит: "Ой, я пропустила это". И из зала поднимается женщина-врач и говорит: "Танечка, я вам помогу!" – вспоминает народная артистка России Нина Усатова.

Маленькая. Так говорил ей отец, знаменитый Бруно Фрейндлих, не желая, чтобы ушла в оперу. А она так мечтала. Но это слово, "маленькая", пробралось даже в характеристику Ленинградского театрального. Такая маленькая Алиса Фрейндлих, и такая большая актриса.

"Я играла своих сверстников и сверстниц – девчонок и мальчишек, и так всю жизнь, даже во взрослых ролях всегда можно найти девчонку и мальчишку, и это прописано моим педагогом в моем дипломе – травести и острохарактерная", – рассказывает народная артистка СССР Алиса Фрейндлих.

Алиса может все! И даже довести себя до изнеможения, тоже всегда хорошо получалось.

Фильм "Сталкер", 1979 год. Эту сцену Тарковский снимал несколько раз. Ему хотелось абсолютной кондиции, Алиса Фрейндлих "выпотрошилась" эмоционально.

- И горя будет много…Но я никогда не жалела, никогда никому не завидовала…

Драматический дар, который свел с ума и Игоря Владимирова – режиссера и мужа. И Георгия Товстоногова. Ее Ленсовета и БДТ – 22 года на сцене одного, и 38 уже – во втором. К Товстоногову, как принято говорить, заскочила в последний вагон. Он долго ждал ее, намекал через общих знакомых: все еще жду. А потом устроил проверку.

"Назначил меня на смешной эпизод и проверял, насколько Ленсовет возбудил звездную болезнь, убедился, что этого нет. И во время встречи сказал: "Алиса, такое впечатление, что мы работаем с вами уже 30 лет", – вспоминает актриса.

"Алиса – это явление в театральном мире. Ее ни с кем нельзя сравнивать, только с явлением природы – гроза, жара, холод. Вот это явление – чрезвычайно значимо и радостно", – уверен народный артист СССР Олег Басилашвили.

Все эти годы в театре, кино, и ее 90 – сумасшедший талант и опыт, на котором она никогда не позволяла себе выезжать.

И даже сегодня.

- Ой, какая глупость. Кто может это чувствовать, тот – балда. И уже, считай, погибший человек. Неуверенность в себе – это спасительное чувство, которое стимулирует ответственность. Поэтому – как можно...

С кино она всегда осторожничала. Но так любила похулиганить.

А ее меццо-сопрано все равно услышала страна.

"Даже если бы вы не учились театральному мастерству, а просто находились бы рядом, вы бы уверовали и стали актрисой. 24 часа в сутки Алиса Бруновна работает над ролью. Она идет от дома в театр и работает, она гримируется и работает, готовится к выходу и работает, каждая секунда – это работа", – считает народный артист РСФСР Михаил Боярский.

Служебный роман у нее с театром и кино. Множество импровизаций за кадром, а то, что попадает в фильм, расходится на цитаты.

Вся женская половина страны вслед за Людмилой Прокофьевной разучивает походку от бедра. Вместе с буфетчицей со слезами на глазах слушает историю о тиграх на корабле. Или воспитывает юных балерин.

Этот вихрь подхватывает зрителя и кружит его. У каждого своя Алиса Фрейндлих.

Вот президент поздравляет ее с одним из прошлых дней рождения. Тоже намек на любимый фильм.

- Соломенная шляпка! Боже, как оригинально, какие причуды! Шляпка...

Сегодня Алиса – это семья. Дети, внуки, правнуки. Но и кино. Внук Никита Владимиров – режиссер фильма, в котором она снималась в 88. И это тоже был большой опыт.

Он волновался и старался помочь мне, без режиссера я – полный ноль, мне нужен режиссер, который поможет выбрать и отзеркалить. Он тоже учился, для него это было учебное пособие, освоить еще не освоенное.

В этот вечер Алиса Бруновна приглашена в родной БДТ. Как зритель. А впереди у нее снова спектакли. с которых ее долго не отпускают аплодисментами.