Корпорация Илона Маска SpaceX за 2024 год выполнила примерно столько же запусков аппаратов на орбиту Земли, сколько Роскосмос за последние 11 лет. Отмечая этот факт, Борисов пояснил, что у американских коллег есть большой коммерческий проект Starlink, требующий наличия в космосе сети спутников. Подобных проектов и задач в российской отрасли нет. Однако Роскосмос готовится нарастить сборку спутников и объемы запусков.
"Сейчас Роскосмос переживает перестройку своей производственной модели, переход от стапельной сборки, то есть одиночной сборки спутников, к конвейерному производству. Это позволит в будущем также гарантировать работу большого серийного производства, что потребует больше пусковых услуг", — пояснил Борисов.
Он отметил, что западная и российская отрасли развивались разными путями еще с 1960-х годов. В Америке космические услуги были коммерческими, их монетизация помогала отрасли развиваться. В Советском Союзе при плановой экономике основные потребители услуг получали их бесплатно, речь в первую очередь идет о федеральных и региональных органах исполнительной власти и их институтах.
"Бесплатная услуга — это в какой-то степени разврат. Потребитель не заинтересован в улучшении качества, ему все равно это бесплатно дают. Изготовитель услуги — что получилось, то получилось, это же за бесплатно", — подчеркнул Борисов.
Он добавил, что Роскосмос будет в течение двух-трех лет переходить на монетизацию своих услуг. Первым шагом этих изменений стало принятие закона о предоставлении услуг по дистанционному зондированию Земли на платной основе.
Ранее в Роскосмосе заявили о сдвиге сроков пилотируемых полетов на Луну. Причиной стала необходимость доработать проект сверхтяжелой ракеты-носителя.