Эту информацию также подтвердила "Известиям" директор департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова. До 2023 года на долю нецелевого кредитования под залог автомобиля приходился всего 1% выдаваемых кредитов, однако сейчас эта доля увеличилась в пять раз. По словам Даниловой, это может быть связано с тем, что с 2023 года регулятор установил количественные ограничения, но на залоговое кредитование эта мера не распространялась. Поэтому оформление залога в виде транспортного средства позволяет отдельным банкам снижать регулятивную нагрузку.
Отмечается, с середины следующего года регулятор планирует ввести количественные ограничения на выдачу кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой, поскольку кредитование под залог авто несет риски как для самих организаций, так и для заемщиков.
По словам руководителя проекта "За права заемщиков" Евгении Лазаревой, залог автомобиля – гарантия возврата кредитных средств: в случае неуплаты кредитор изымает автомобиль, а потом продает через партнерские автосалоны.
"При этом заемщик должен вернуть тело долга, проценты за пользование кредитом и штрафные неустойки", — объяснила эксперт.
На сегодняшний день Центробанк пытается контролировать подобные механизмы обхода лимитов со стороны банков. В июле 2024 года регулятор установил, а с 1 ноября повысил надбавки к коэффициентам рисков по нецелевым кредитам под залог автомобиля.
Ранее в сентябре сообщалось, что российские граждане не справляются с выплатами задолженности по автокредитам. Количество недобросовестных заемщиков, допустивших просрочку в 90 дней, составило 31,4 тыс. человек, что является наибольшим показателем за последние два года.