По указанию президента правительственную рабочую группу по ликвидации последствий крушения танкеров возглавил вице-премьер Виталий Савельев. В район экологической катастрофы в Краснодарском крае брошены силы МЧС, прибыли тысячи волонтеров. Мазут с песка собирают лопатами в мешки и вывозят.
Правоохранительные органы делают свою работу. Им предстоит дать оценку действиям капитанов судов, потерпевших крушение, и разобраться, кто виноват в случившемся.
Водолазы готовятся обследовать фрагменты затонувшего судна, которые штормом отнесло друг от друга больше чем на 2 километра – эксклюзивные кадры, снятые нашей съемочной группой на аварийно-спасательном судне.
Сейчас мы в 6 километрах от побережья Краснодарского края. Здесь фрагменты судна находятся на глубине в 20 метров. Пока не найдена носовая часть одного танкера. Судно "Спасатель Ильин" ищет его при помощи эхолота.
Под нами корма танкера, которую нужно обследовать. Здесь это не первое погружение, и водолазы готовы к сложностям.
Водолаз Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы Максим Ивакин: "Нулевая видимость практически, сантиметров 10-15, то есть работа была исключительно на ощупь".
Водолазы выясняют, в каком состоянии фрагмент судна и какое количество мазута могло остаться под водой, нет ли течи. Видимые пятна нефтепродуктов уже собраны с волной глади, новых пока не обнаружено. Ситуацию в море мониторят 19 плавсредств от Анапы до западного побережья Крыма. Контролирует процесс правительственная рабочая группа по координации ликвидации ЧС.
"Когда информация поступает об обнаружении нефтяного пятна, дается указание ближайшему судну следовать к месту разлива, производится разведка, определяется вид разлива и заключение, каким способом будет происходить удаление", – сообщил заместитель министра транспорта Александр Пошивай.
Берег местами выглядит, как раньше, без мазутных пятен, и это результат работы 8 тысяч человек, своими руками спасающих золотые анапские пески от экологической катастрофы. Сотрудники МЧС, спасатели, волонтеры, работники отелей и магазинов, студенты, курсанты, местные жители и даже туристы, променявшие отпуск на спасение любимого курорта.
Для добровольцев развернуты пункты обогрева и питания. В сети интернет и через волонтерские сообщества распространяется карта для волонтеров, где указаны место нахождения штаба, пункт помощи птицам, точки обогрева, точки раздачи, где можно получить инвентарь и средства защиты.
Очаги мазутных пятен растянулись на 50 километров берега – в основном, это Анапа, ее пригород и Темрюкский район. Где-то это мелкие вкрапления, где-то – толстое одеяло нефтепродуктов. От видимых пятен уже очищены больше 35 километров. С побережья вывезено 12 тысяч тонн загрязненного песка и грунта.
Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Козлов: "Мазут – это третья категория класса опасности. Определены точки вывоза мазута и привлечена техника. Этот мазут будет вывозиться и утилизироваться".
Песок, загрязненный нефтепродуктами, принимают на специальные гидроизолированные площадки.
Главный инженер перерабатывающей компании Евгений Муляр: "Обезвреживание проведут двумя способами – микробиологическим и термическим".
Патрульные группы следят за тем, чтобы не появилось новых очагов загрязнения. Обследовано больше 130 км черноморского побережья. МЧС следит за акваторией моря с высоты. Так можно точечно определить возможные места выброса нефтепродуктов.
Серьезный шторм 15 декабря повредил два танкера. Один, разломавшись надвое, затонул, другой сел на мель. Из обоих судов вытекла часть груза – мазут. Тогда оценить масштабы случившегося не позволяли погодные условия.
Рядом с севшим на мель танкером следы нефтепродуктов, если они и остались здесь, в такой шторм заметить невозможно, но мониторинговые группы будут проверять прибрежные полосы. А специалисты – контролировать пробы воды.
Через день после крушения патрули заметили первые масляные пятна уже на берегу. Предварительно, общий выброс мазута из двух танкеров составил около 4 тысяч тонн.
На воде в районе ЧП, на ручьях и реках, впадающих в море, установлены боновые заграждения – это первый и важный этап по защите берега.
"Очень важно вовремя увидеть пятно из нефтепродуктов в море и, как говорится, взять его боннами в кольцо и не дать морю выбросить его на берег. Сегодня нужно делать все, чтобы все, что на берегу, убрать, а то, что будет всплывать, просто на берег не попало", – объясняет губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
Моряки с затонувшего танкера выписаны из больницы. Капитаны обоих судов допрошены. Именно они, по мнению следователей, могут быть виновны: нарушили правила и не ушли в укрытия, когда начался шторм. Одного капитана заключили под стражу на два месяца. Под домашний арест отправили второго, чей адвокат настаивает на невиновности.
"Благодаря его действиям экипаж без потерь, груз в большей части не разлит", – утверждает защитник Петр Гончаров.
В Краснодарском крае разрабатывают план действий на весну, когда оставшаяся в затонувшем танкере часть нефтепродуктов может подняться со дна. Оценивать ущерб пока рано, сейчас все силы брошены на очистку побережья. Вот в плотной пелене мазута уже отражается закат, а люди все не спешат расходиться на отдых.
Одна из добровольцев, Елизавета Нечина: "Холодно, ветер и все остальное. Но нам это не мешает, мы не можем остаться в стороне".