Как восстановить СНИЛС при утере: что делать и какие документы заполнять, если потерял

СНИЛС расшифровывается как "страховой номер индивидуального лицевого счета". Это уникальный идентификатор в системе обязательного пенсионного страхования, который необходим для получения пенсий, социальных выплат и других госуслуг. Но что делать, если документ утерян? Особенно если речь идет о ребенке? И каковы в такой ситуации обязанности работодателя? Отвечаем на все важные вопросы в нашем материале.

Как получить СНИЛС

Взрослые граждане РФ могут оформить документ самостоятельно через "Госуслуги", в МФЦ или в отделении СФР. А за ребенка заявку на получение документа могут оформить родители или опекуны.

Пребывающие в России иностранцы могут получить СНИЛС через работодателя или самостоятельно в СФР.

При этом с 2022 года пластиковые карточки СНИЛС больше не выдают. Вместо них высылают электронное уведомление с номером лицевого счета, которое можно скачать на портале Госуслуг или запросить в СФР.

Как восстановить утерянный СНИЛС?

Восстановить утерянный уникальный документ можно через СФР, через Многофункциональный центр и непосредственно через работодателя. Рассказываем ниже про каждый из способов.

СФР

Восстановить возможность использовать страховой номер можно, если лично обратиться в отделение Социального фонда.

Для этого: заполняем заявление о выдаче документа по форме АДВ-3, берем с собой паспорт, идем в ближайшее отделение СФР (записываться заранее не обязательно, но желательно), отдаем все необходимые документы специалисту фонда, моментально получаем бумажное подтверждение, ждем около 5 дней и получаем восстановленный СНИЛС.

Кстати, если требуется сразу несколько бумажных подтверждений, чтобы отдать их в различные организации, то стоит сразу сообщить специалисту Социального фонда, сколько именно экземпляров вам необходимо.

МФЦ

Фото: пресс-служба администрации Томской области.

Если вы решили восстанавливать СНИЛС через Многофункциональный центр, то сначала необходимо найти ближайший МФЦ в своем регионе, заранее позвонить в конкретное отделение и уточнить, выдают ли в нем бумажное уведомление, подтверждающее регистрацию в системе пенсионного страхования. После этого нужно принести с собой паспорт.

Заявление можно заполнить самостоятельно по форме АДВ-3 заранее либо сделать это непосредственно в самом МФЦ при помощи специалиста.

Точная дата, когда можно получить уведомление, будет зависеть от центра МФЦ, который вы выберете.

Через работодателя

Если работник решил оформить свой СНИЛС через работодателя, тогда он должен передать руководителю или сотрудникам отдела кадров заявление о выдаче документа по форме АДВ-3. Как правило, работники сами не заполняют заявление, особенно в случае, когда компания пользуется электронной системой документооборота. При таком подходе в организации есть уже готовые шаблоны заявлений с функцией автоматического заполнения.

Работодатель в свою очередь должен в течение 2 недель отдать заполненную анкету в Социальный фонд, где сотрудники проверят верность данных и, если ошибок не возникло, максимум за 5 дней пришлют электронное подтверждение регистрации в системе.

Столько же дней займет процесс формирования уникального страхового номера для гражданина. Сотрудники СФР передадут готовую форму АДИ-РЕГ работодателю, а тот в свою очередь отдаст ее работнику.

Для справки: форма АДИ-РЕГ — это уведомление, которое подтверждает, что россиянин зарегистрирован в системе пенсионного страхования и имеет уникальный страховой номер.

Сроки восстановления документа

Фото: Telegram | МинИнформ64 Z (Министерство экономического развития области)

Как только территориальный орган СФР получит анкету гражданина на выдачу нового документа, он принимает решение и выдаст уведомление о регистрации в системе Социального фонда в течение 5 дней.

Меняется ли номер при замене

Нет. Страховой номер закрепляется за человеком навсегда. Заменить его невозможно даже при внесении изменений в паспортные и личные данные. Оформить СНИЛС может как гражданин РФ, так и иностранец.

Как восстановить СНИЛС ребенку

Вести.Экономика

Пока ребенку не исполнилось 14 лет, получить и восстановить документ за него может родитель либо законный представитель (опекун). Для этого необходимо подготовить стандартный пакет документов:

  • Заполненная анкета.
  • Документ, удостоверяющий личность родителя (паспорт).
  • Свидетельство о рождении ребенка,
  • Редко: подтверждающий гражданство РФ документ (если в свидетельстве о рождении нет соответствующей отметки).

Если ребенок родился до 15 июля 2020 года, то номер СНИЛС необходимо оформлять через ближайшее отделение Социального фонда либо отделение МФЦ — для этого в ведомство нужно приходить лично.

Родитель может подать заявление на восстановление страхового свидетельства и получить на ребенка вместо старой "зеленой карточки" уведомление нового образца, которое ничем не отличается от прежней версии с юридической точки зрения.

Если детям уже исполнилось 14 лет, то они могут без помощи родителей обратиться в Социальный фонд и самостоятельно восстановить утерянный СНИЛС.

Дети, рожденные после 15 июля 2020 года, автоматически получают уникальный страховой номер, потому как ЗАГС сам передает СФР все необходимые данные о малыше. Ребенка автоматически регистрируют в системе, присваивают ему номер и отправляют его в электронном виде в личный кабинет матери на портале Госуслуг (для получения СНИЛС новорожденного матери необходимо иметь подтвержденную учетную запись).

Важно: если мать поменяла фамилию (например, после заключения брака), но не успела или забыла обновить информацию на портале Госуслуг. Тогда в ее личном кабинете не отразится информация о созданном лицевом счете на ребенка. В этом случае необходимо будет отправить электронный запрос в СФР через личную учетную запись на сайте ведомства.

Как узнать номер потерянного СНИЛС

Это можно сделать в личном кабинете гражданина на официальном сайте Социального фонда. Полноценный документ со СНИЛС можно получить, если перейти на вкладку "Пенсионное и социальное обеспечение" и нажать "Получение дубликата СНИЛС". СФР создаст дубликат документа, который можно сохранить, распечатать или переслать.

Также есть еще несколько способов узнать свой страховой номер, если СНИЛС потеряли:

  • Лично обратиться с паспортом и заявлением в МФЦ либо Социальный фонд,
  • Подать заявку онлайн через подтвержденную запись на портале Госуслуг,
  • В личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС),
  • Через работодателя после подачи заявления по форме АДВ-3.

Замена СНИЛС при смене фамилии

Как мы уже писали выше, документ присваивается человеку один раз и остается неизменным на всю жизнь. Он не меняется ни при утере, ни при смене фамилии. Однако, если гражданин изменил фамилию (например, после вступления в брак или по другим причинам), необходимо обновить информацию в системе Социального фонда России (СФР), чтобы она соответствовала паспортным данным.

Это также можно сделать через работодателя, лично в клиентской службе СФР или МФЦ либо через "Госуслуги".

Какие документы нужно предоставить:

  • Паспорт с новой фамилией.
  • Документ, подтверждающий смену фамилии (свидетельство о браке, свидетельство о смене имени и так далее).
  • Ранее выданное уведомление о СНИЛС (если оно сохранилось).
  • Также необходимо заполнить заявление по форме АДВ-2 (бланк можно получить в СФР или скачать с официального сайта).

Срок оказания услуги — от 5 до 10 рабочих дней.

Важно: после обработки запроса заявитель получит новое электронное уведомление о регистрации в системе пенсионного страхования. Сам номер СНИЛС при этом останется прежним.

Может ли СНИЛС получить иностранец

Иностранные граждане, как и россияне, обязаны зарегистрироваться в системе индивидуального (персонифицированного) учета при трудоустройстве или получении социальных услуг. Это необходимо для начисления страховых взносов и доступа к государственным услугам.

Для оформления СНИЛС требуются:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина.
  • Нотариально заверенный перевод паспорта (если он оформлен на иностранном языке, включая белорусский).
  • Миграционную карту (при наличии).
  • Документ, подтверждающий право на пребывание в РФ (например, ВНЖ или РВП, если требуется).

Заявление можно подать лично в отделении СФР или через работодателя.

Важно: СНИЛС не дает право на гражданство или получение ВНЖ, но обязателен для официального трудоустройства и пенсионного учета.