Что такое клиповое мышление простыми словами
Так называют тип сознания, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, с акцентом на визуальные образы и короткие сообщения. Человек быстро переключается между задачами и не может долго концентрироваться и что-то последовательно и глубоко анализировать.
Когда появился термин
Обозначать явления начали в конце прошлого века, когда телевидение, реклама и музыка стали подстраиваться под короткие форматы. Позже, с развитием интернета, соцсетей и YouTube, это понятие стало особенно актуальным — ведь в цифровой среде все построено на быстрых впечатлениях и визуальных "вспышках".
При этом, по словам психолога, коуча Игоря Савватеева:
Пока конкретного научного обоснования в классической психологии нет, — сейчас это скорее публицистическое название определенной формы мышления.
Об этом же редакции рассказала Дарья Дмитриева, клинический психолог, психотерапевт, эксперт и автор исследований в области индивидуальной психологии:
Нет никаких данных о том, что у современных людей как-то меняется устройство психических процессов. Например, нет исследований о том, что у нас физиологически снижается способность долго концентрировать внимание, или что мы стали думать как-то иначе.
Особенности и признаки клипового мышления

Если говорить об основных "симптомах", то это, как правило:
- Постоянное переключение внимания.
- "Нетерпимость" к длинным текстам и глубокому анализу.
- Предпочтение яркой, визуальной информации.
- Отрывочное понимание сложных тем (человек помнит фрагменты, но не видит общей картины).
- Быстрое усвоение и забывание знаний.
Например, человек начинает смотреть видео, но уже через 10 секунд переключается на другое, а во время чтения большого текста перескакивает по заголовкам, не вникая в детали.
Причины развития клипового мышления
Клиповое мышление не возникает само по себе — его формируют условия, в которых мы живем. Главные "виновники" — технологии, соцсети, быстрый поток информации и особенности развития детей в цифровую эпоху.
Влияние современных технологий

По словам Ксении Кровко, директора АНО "Школа Героев":
Клиповое мышление начало активно развиваться с появлением интернета и мобильных технологий в конце 20 века. Социальные сети и мультимедийный контент, видеоролики и мемы, способствовали тому, что информация стала подаваться в сжатом виде. Это изменило привычки восприятия: пользователи стали привыкать к быстрому получению информации, что снизило способность к глубокому осмыслению.
Технологическая среда и быстрая смена информации
Сегодня человек за день (или даже час) сталкивается с таким объемом информации, на обработку которой раньше требовалась неделя (иногда — не одна). Новости, уведомления, реклама, мессенджеры, видео, подкасты — все конкурирует за наше внимание.
В условиях информационной перегрузки мозг учится быстро переключаться, чтобы экономить энергию: обрабатывает только самое яркое, короткое, поверхностное. Глубокий анализ уходит на второй план — а со временем, за "ненадобностью" дается все труднее.
Глобальные катаклизмы

Как объяснил Валерий Гут, кандидат психологических наук, основатель Института Адаптивного Интеллекта, разработчик концепции адаптивного интеллекта:
Пандемия ускорила переход в онлайн. Чтобы удержать внимание пользователей, стали необходимы новые форматы визуального контента, например, короткие видеоролики.
Почему дети более подвержены клиповому мышлению
Валерий Гут поделился подтверждающими этот тезис результатами нейропсихологических исследований Калифорнийского университета в Ирвине:
Среднее время концентрации внимания подростков и молодых взрослых на одной задаче снизилось с 2,5 минут в 2004 году до 47 секунд в последние годы.
Причины следующие:
- С раннего возраста они растут в окружении экранов — и клиповый формат становится нормой.
- Мозг ребенка еще формируется — и если внимание с детства привыкает к фрагментарному формату, это влияет на развитие когнитивных функций.
- Игры, мультфильмы, ролики — все рассчитано на быструю смену событий и минимальные усилия для восприятия.
Плюсы и минусы клипового мышления

Клиповое мышление часто воспринимается как что-то исключительно негативное. Но на практике у него есть не только недостатки, но и определенные преимущества.
Плюсы клипового мышления
Психолог Юлия Макаровская считает:
Клиповое мышление — это не болезнь и не деградация, а способ адаптации. Наш мозг просто подстраивается под новый ритм жизни. Но вместе с этим меняются и наши способности: мы быстрее схватываем суть, но сложнее удерживаем внимание.
Для него характерны:
- Способность легко адаптироваться к потоку информации и быстро схватывать суть.
- Возможность быстро отфильтровать и отбрасывать ненужное, чтобы не "тонуть" в контенте.
- Мультизадачность (например, прослушивание музыки, скроллинг соцсетей, ведение переписки — и все это одновременно).
- Польза в работе с визуальным контентом, там, где важна креативность, скорость и образное мышление — дизайн, маркетинг, соцмедиа, видеомонтаж и так далее.
Минусы

- Проблемы с концентрацией.
- Фрагментарная память.
- Снижение способности мыслить критически.
- Сложности в обучении и коммуникации.
В чем опасность клипового мышления
Основной проблемой можно считать утрату способности к глубокому мышлению и системному анализу, которое может привести к:
- Манипуляции сознанием: когда человек не проверяет факты и легко поддается влиянию ярких заголовков или фейков.
- Проблемам в обучении и саморазвитии: сложно осваивать сложные темы, требующие последовательности и терпения.
- Обеднению внутреннего мира: снижается интерес к чтению, размышлениям, диалогу и саморефлексии.
- Выгоранию: постоянное переключение внимания утомляет.
Как бороться с клиповым мышлением

Полностью избавиться от клипового мышления невозможно. Но, возможно, и не нужно: оно уже стало частью современного восприятия. Но важно научиться уравновешивать его с глубоким, системным мышлением.
Методы и приемы для детей и взрослых
Как объяснила Ксения Кровко:
К клиповому мышлению можно адаптироваться — для этого необходимо сознательно тренировать мозг на выполнение задач, требующих глубокой аналитики. Методы профилактики включают также спортивные программы, которые развивают упорство и силу волю.
Елена Стасевич, эксперт-психолог с 20 летней практикой, преподаватель, предприниматель для снижения негативного эффекта современной цифровизации порекомендовала:
- Отключать пуш-уведомления, звук у информационных каналов и групповых чатов.
- Действовать по принципу: одна единица времени — одно дело.
- Создавать противоречия, которые приведут к критическому восприятию информации.
- Меньше скроллить ленту соцсетей.
- Читать литературу и смотреть фильмы с глубоким смыслом и сюжетом.
- Метод "помидора": решение задачи или просмотр чего-либо 25 минут, затем 5 минут перерыва и так далее.

Дарья Дмитриева также посоветовала:
- Сделать экран смартфона черно-белым.
- Усложнить путь к легкому контенту (браузерные версии сайтов вместо приложений).
- Если хочется отдохнуть, не проверять соцсети, а рассмотреть стену.
Как обучать людей с клиповым мышлением
- Начинать с небольших блоков и постепенно выстраивать из них систему.
- Использовать много визуального контента (графики, схемы, видео с разбором и так далее), активно обсуждать материал и рефлексировать.
- Вводить в программу обучения вопросы, диалоги, игры, кейсы — они помогают удерживать внимание и усиливают интерес.
- Работать в группе.
- Чередовать короткие динамичные блоков с более длинными и глубокими, чтобы мозг привыкал к разным типам информации.
Мнение экспертов и исследования
Клиповое мышление активно обсуждают в научной и образовательной среде. Хотя однозначного мнения нет, большинство исследователей сходятся в том, что массовое потребление фрагментированной информации влияет на когнитивные процессы — особенно у детей и подростков.
Так, исследования в области нейропсихологии (их проводили, например, в Американской психологической ассоциации и Стэнфордском университете) показывают, что регулярное переключение внимания между задачами снижает способность к долгосрочной концентрации.
В России одним из первых о клиповом мышлении ("человек мыслит вспышками, а не потоками") начал говорить социолог, футуролог Владислав Гиренко. По его мнению, это следствие перехода к информационному обществу. И, так как мышление адаптируется к новой форме подачи информации, требуются изменения в подходах к обучению и коммуникации.
Также в своей работе эту тему поднимает Татьяна Черниговская, нейролингвист, биолог. Она утверждает, что мозг человека не успевает адаптироваться к такому объему и скорости информации, и это влияет на сознание, речь и память.
Дополнительно о клиповом мышлении

Чтобы глубже понять, как этот тип восприятия проявляется в жизни и к чему тенденция может привести, можно взглянуть на практические инструменты, тематические проекты и прогнозы экспертов.
Тест на клиповое мышление
Пока нет официального теста на клиповое мышление, но есть вопросы, которые могут помочь его заподозрить:
- Трудно ли вам дочитать длинный текст до конца?
- Случается ли так, что вы постоянно проверяете уведомления, даже не замечая этого?
- Сложно ли вам долго концентрироваться на одной задаче?
- Часто ли вы "глотаете", а потом быстро забываете?
- Предпочитаете ли вы видео на минуту, а не лекции или подкасты?
Книги и проекты по теме

В 1970 году американский футуролог Элвин Тоффлер выпустил книгу "Шок будущего", где описал явление "информационного шока" — когда человек сталкивается с таким объемом данных, что не успевает адаптироваться. Фактически, Тоффлер еще до распространения интернета предсказал, что из-за ускорения жизни мышление станет фрагментарным, внимание — рассеянным, а люди — перегруженными.
Через некоторое время вышла книга Николаса Карра "Мозг в эпоху интернета". Автор анализирует, как интернет влияет на нейропсихологию: мы читаем быстрее, поверхностнее, хуже запоминаем и гораздо чаще отвлекаемся.
Также рекомендуем интервью, лекции и статьи Татьяны Черниговской. Она подчеркивает, что мозг человека пластичен — и под воздействием постоянного "быстрого" контента мы действительно теряем способность к длительному фокусированию и рефлексии.
Кроме того, существует международное образовательное движение Slow Reading (Медленное чтение), направленное на возвращение привычки читать вдумчиво. Акции проходят в библиотеках, школах, университетах по всему миру.
Перспективы
Скорее всего, клиповое мышление не исчезнет — оно станет нормой. Мир будет продолжать ускоряться — и типы восприятия вместе с ним. Однако, скорее всего, вырастет ценность глубокой обработки информации — способность анализировать, систематизировать и видеть взаимосвязи. В образовании, скорее всего, будут использовать гибридный подход: короткий формат для вовлечения и длинный для понимания.
