На российские дороги выедут машины-беспилотники без инженера-испытателя в салоне. Разработанный Минтрансом Комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) утвердил первый зампред российского правительства Андрей Белоусов. Одобрение норм подразумевает не только тестирование автобеспилотников, но и их коммерческое использование.
Тестирование полностью беспилотных авто на российских дорогах начнется уже в 2021 году, пояснили в Минтрансе. Комплекс мер должен создать до 2024 года все необходимые правовые условия для внедрения ВАТС в транспортный комплекс. Главное требование при этом – безопасность. И утверждение комплекса мер – это шаг прежде всего в этом направлении.
"Утверждение плана Минтранса России и одновременная возможность запуска "цифровых песочниц" создают реальные условия для первого в России использования беспилотных автомобилей без инженера-испытателя в салоне", – подчеркнул главный аналитик ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТЛ) Андрей Ионин.
Внедрение беспилотного транспорта экономически эффективно. Это один из ключевых трендов цифрового развития транспортного комплекса во всем мире.
При подготовке правительственных документов по обеспечению безопасности участников дорожного движения и соблюдению установленных норм и правил является необходимым условием для безопасной и эффективной эксплуатации беспилотников в России. При принятии и подготовке документы были учтены позиции МВД, Минюста, Минцифры, Минпромторга, Минфина, Минэкономразвития, МИД, МЧС, ФСО, ФСБ, Банка России и Росстандарта. Кроме того, было учтено экспертное мнение Российского союза автостраховщиков, ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", научно-технологических разработчиков машин-беспилотников – "Яндекса", КамАЗа, Сбербанка, "Группы ГАЗ" и "Газпром нефти".
Право тестировать автобеспилотники в России есть у МАДИ и "Яндекса". Несколько десятков таких машин с инженерами-испытателями проходят испытания как на московских дорогах, так и на закрытых территориях "Сколково" и "Иннополиса". Тестирование машин без человека в салоне начнется с "Иннополиса" и "Сколкова", а также с отдельных районов Москвы и Санкт-Петербурга. Разрешение на это находится в стадии проработки.
Ранее Бельгия, Люксембург, Португалия, Франция, Финляндия, Швейцария и Швеция поддержали российское предложение о допуске машин-беспилотников на европейские автодороги. Москва предложила внести в стандартизирующую правила дорожного движения Венскую конвенцию 1968 года понятие "автоматизированная система вождения".
Между тем, в Китае уже выделен первый участок скоростной магистрали между развязками Цзяцзи и Чанпо. Длина тестового участка – 23 километра. Он позволит беспилотникам отработать все необходимые сценарии вождения машины автоматом – повороты, проезд развязок, въезды и выезды со скоростной трассы.