В России в экспериментальном режиме разрешили беспилотное такси, но есть нюансы. В течение трех лет государственные ведомства и частные компании, заинтересованные в развитии беспилотных технологий, должны выработать регулятивные нормы для нового участника дорожного движения — автопилота.
Для этого самому главному игроку на этом рынке, "Яндексу", фактически расширяют поле для работы. До принятия закона компания могла использовать автомобиль без водителя только на закрытых территориях или в очень небольших городах, типа Иннополиса, но закон открывает разработчику выход на следующий уровень, в котором беспилотник сможет без человека за рулем возить пассажиров в отдельных районах больших городов, а затем и на общих дорогах даже в час пик.
Артем Фокин, директор по развитию бизнеса "Яндекс беспилотные технологии": "Мы во-первых, конечно же, рассчитываем, что в ближайшей перспективе в каких-то районах Москвы сможем оказывать услуги беспилотного такси в таком же формате, в каком они работали в Иннополисе, только нам будет разрешено делать это на коммерческой основе, что мы собираемся сделать. Я подчеркну, мы хотим это сделать не для того, чтобы заработать какую-то копеечку. Основная идея коммерческой основы для разработки технологий заключается в том, что только коммерческий сервис позволит понять, насколько он нравится людям. Потому что бесплатным сервисом будут пользоваться даже в том случае, если он не очень хорош, но если мы начинаем предоставлять сервис на коммерческой основе и люди им пользуются, мы понимаем, что уровень технологической готовности и комфорта соответствует ожиданиям потенциального клиента."
В ближайший месяц чиновники вместе с представителями "Яндекса" разработают дорожную карту проекта, в которой выберут районы Москвы и регионы России, где появится беспилотное такси. В этом процессе будут задействованы и страховщики, и полицейские, и много кто еще, так как появление автопилота на дороге потребует внесения изменений и в ПДД, и в систему страхования жизни, и, в конечном итоге, в законодательство Российской Федерации.
В России беспилотные автомобили тестируют сейчас сразу несколько компаний, но лидирует в отрасли "Яндекс" с флотом 170 машин, и у "Яндекса" есть шанс стать четвертой компанией в мире, которая запустила коммерческий сервис беспилотных такси на дорогах общего пользования. Первой стала Waymo в Америке, второй и третьей – компании AutoX и Baidu, запустившие такси с автопилотом в Китае.