Многие системы современных автомобилей, нацеленные на экономию топлива и повышение эффективности, в реальности могут нанести существенный вред бортовому оборудованию и даже привести к необходимости капремонта. Подробности приводит "Российская газета".
Среди таких скрытых врагов двигателя – казалось бы, полезная система экономии топлива "Старт-стоп". Ее нередко можно встретить не только в автомобилях премиального сегмента, но и в добротных массовых моделях. Система автоматически отключает двигатель во время остановки автомобиля и запускает его при нажатии на педаль газа.
В зависимости от марки и модели машины автопроизводители обещают экономию от 1 до 2 литров горючего на 100 километров. Мало кто афиширует оборотную сторону вопроса: каждое отключение двигателя означает остановку масляного насоса, а каждый пуск, особенно зимой, когда двигатель не вышел на рабочую температуру, увеличивает нагрузку на трущиеся детали мотора.
В результате при перезапуске двигателя масляная пленка не успевает добраться до шатунов и других трущихся поверхностей агрегата, что провоцирует повышенный износ деталей и возникновение задиров на стенках цилиндров.
Не способствует повышению ресурса силового агрегата – особенно малообъемного – и система турбонаддува. Турбокомпрессор на бензиновых моторах небольшого объема может не "отходить" и 100 тысяч километров. Современные турбины "раскручиваются" до сверхвысоких оборотов, а их температура может возрастать до 1 тысячи градусов – конечно, при этом растет нагрузка на мотор.
Если турбина начинает "хандрить", производительность двигателя снижается. Происходят провалы в тяге, в итоге мотор может даже перейти в аварийный режим.
Также проблемная турбина может требовать больше моторного масла, забирая его у поршневой части и создавая собственно мотору масляное голодание. Если автомобиль не оснащен системами охлаждения турбины после выключения мотора, например, турботаймером, масло в раскаленной докрасна турбине может закоксоваться, при этом нарушится герметичность уплотнений и, как следствие, вырастет расход масла на угар.
Еще один враг силового агрегата – современные системы впрыска. Вред двигателю при этом можно нанести, если слепо следовать рекомендации многих автопроизводителей не прогревать мотор дольше 5 минут в зимнее время. При значительном понижении температуры воздуха нагрузки на мотор чрезмерно возрастают. Силовому агрегату требуется больше времени, чтобы разогреть масло и трущиеся детали силового агрегата. Если же следовать рекомендации многих автопроизводителей – а руководствуются они главным образом соображениями экологии, – ресурс шатунно-поршневой группы в морозы будет резко снижаться.
Серьезный вред автомобилю в некоторых случаях может нанести даже каталитический нейтрализатор, защищающий атмосферу от вредных выбросов. Речь прежде всего о неисправных нейтрализаторах, выходящих из строя из-за некорректной работы системы зажигания, нештатного износа или использования некачественного топлива.
Например, при неисправности системы зажигания топливо в одном или нескольких цилиндрах сгорает не полностью и попадает в систему выхлопа. Раскаленный катализатор дожигает излишки углеводородов, в результате соты нейтрализатора раскаляются до сверхвысоких температур и спекаются.
Другая частая причина поломки нейтрализатора – его механическое повреждение, например, как следствие проезда неровностей. Тонкостенные соты нейтрализатора при этом крошатся, а мелкие частицы керамики могут через выпускной тракт попасть в цилиндры двигателя, поцарапать их стенки и в итоге вывести силовой агрегат из строя.