Искусственный интеллект встанет на страже света. Столичные комплексы фото и видеофиксации учат распознавать машины с выключенными фарами и рассылать штрафы автовладельцам, сообщает программа "Вести-Москва". Правда эксперты скептически отнеслись к этому нововведению.
Вот так – точка за точкой – разработчики обучают искусственный интеллект. Уже совсем скоро умная система научится безошибочно распознавать автомобили с выключенными фарами и автоматически рассылать штрафы автовладельцам. В нескольких регионах она уже работает. Пока, правда, в тестовом режиме.
"Мы с помощью нейросети находим эти фары или противотуманки, ходовые огни. А дальше – довольно заурядный алгоритм, который определяет, есть ли там свечение или нет", – рассказывает Сергей Ласкин, руководитель компании по разработке систем видеофиксации.
В том, что эта мера необходима, разработчики не сомневаются. Свет фар даже в дневное время значительно повышает шансы вовремя увидеть приближающийся автомобиль.
"Я сам однажды попал в такую ситуацию. Выезжая из тоннеля, я не увидел, что сзади едет машина в соседнем ряду с выключенными фарами. Выключенные фары на фоне темного тоннеля, спереди солнце, сзади темнота, я начал перестаиваться, и произошло ДТП", – вспоминает Сергей Ласкин, руководитель компании по разработке систем видеофиксации.
Затраты на внедрение новой функции будут минимальными. Закупать новое оборудование не придется. Систему установят на уже работающие камеры, как приложение в смартфон. Как ни странно, большинство водителей идею поддержали и проблем для себя не видят.
- Как заводишь, сразу загораются они. Сейчас такие машины пошли.
- Дождь идет, туман, снег, темно уже – люди не включают свет. Никакого расхода бензина, и аккумулятор не убивается. Я сам когда-то работал автоэлектриком, и я эту систему знаю.
- Ну, я считаю, что цель – это сбор денег дополнительный.
- Если положено, наверное, надо включать. Хотя я тоже не включил...
А вот аналитики на нововведение смотрят скептически. Есть опасения, что искусственный интеллект с такой задачей не справится и будет выписывать ошибочные штрафы.
"Камера может ошибаться в целом ряде случаев. Это и яркий свет, и светодиоды – они же мерцают. Соответственно, непонятно, как материал будет отбраковываться, как он будет отбираться. Лично для меня это чрезвычайно сомнительная история", – объясняет Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза.
Опротестовать такие штрафы, по мнению специалистов, будет невозможно.
"Данный состав весьма субъективный. Водитель задним числом никак не может доказать, были ли у него включены, допустим, дневные ходовые огни, которые могут представлять собой тонкую полоску около бампера, которую камера сверху никак не заметит", – поясняет Григорий Шухман, эксперт по комплексам фото и видеофиксации.
Впрочем, разработчики проблемы не видят. Система делает несколько десятков снимков, что снижает вероятность ошибки практически до нуля.
Специалисты также хотят научить камеры следить за хорошими манерами на дороге. В планах создать систему, которая будет отслеживать агрессивных водителей и, например, штрафовать тех, кто не соблюдает дистанцию и поджимает других участников движения при скоростной езде.