Пара царапин на бампере, нервы и полдня потраченного времени. Антон из Санкт-Петербурга недавно попал в мелкую аварию, когда возвращался с дачи: несильно притер лихача, который пытался вклиниться прямо перед ним. Однако сдвинуться с места, несмотря на негодование других автомобилистов, участники аварии не решились. Пока оформляли ДТП, растянулась 15-километровая пробка.
"Можно было бы убрать машины? В принципе, да. Но в этом случае мы бы не смогли нормально оформить ДТП и нам бы зачли это как уезд с места аварии, была бы масса других проблем с оформлением. Теоретически, обе машины были на ходу и могли бы съехать на обочину", – рассказал автовладелец.
В итоге водители так и простояли до самого вечера. А вот жительница Кемерова Дарья с места ДТП уехала, чтобы не создавать пробку. Оценив ситуацию вместе с другой участницей, они поняли, что повреждений нет и просто решили разъехаться. Однако вскоре девушке позвонил инспектор.
"Через три недели позвонили из ГАИ и сказали, что подали на вас заявление о ДТП", – вспоминает Дарья.
Теперь девушке грозит наказание за оставление места ДТП. За такое деяние предусмотрена административная ответственность – лишение водительского удостоверения на срок от года до полутора лет либо арест сроком до 15 суток.
В правилах дорожного движения черным по белому написано: в случае аварии, даже самой незначительной, автомобилисты обязаны оставаться на месте. Водители должны здесь же зафиксировать обстоятельства аварии, чтобы получить компенсации по ОСАГО или КАСКО.
"Допускается, что нужно вначале выполнить фотографирование места аварии, чтобы были видны стоящие автомобили, осколки, обломки. После этого вы можете съехать на обочину и там оформлять документы, – пояснил замначальника управления методологии урегулирования убытков Российского союза автомобилистов (РСА) Андрей Маклецов. – К сожалению, иного способа зафиксировать повреждения и обстоятельства ДТП нет".
Однако в эти минуты фотографирования и оформления люди смертельно рискуют. В московском ЦОДД даже подсчитали: каждая десятая такая пустяковая авария заканчивается трагедией.
"Это все время, которое необходимо потратить. Это опасность для других участников дорожного движения, когда автомобили просто стоят после аварии. Во многих европейских странах эта процедура упрощена до минимума: водители просто обмениваются визитками страховых компаний расходятся и разъезжаются", – отметил автоюрист Сергей Смирнов.
Так же стоило бы сделать и у нас: норму оставления места аварии смягчить, а процедуру оформления для страховой максимально упростить. Правило должно быть одно: если попал в аварию, особенно на скоростной трассе или узком участке, убирай машину как можно скорее. Остальное должно быть делом техники.
"Сегодня у нас столько возможностей – от ГЛОНАСС до камер. Надо это использовать. Автолюбителям приходят "письма счастья" о нарушении скоростного режима, почему не сделать запрос о ДТП в какой-то момент? Тогда и останавливаться не надо будет, там все четко понятно. По камере даже лицо можно увидеть, а уж обстоятельства ДТП можно разглядеть наверняка", – говорит эксперт региональной тематической площадки ОНФ "Безопасные и качественные автомобильные дороги" Андрей Цэрнэ.
Тогда одна авария не будет влечь за собой другую. А самое главное – на дорогах станет спокойнее и безопаснее.