Москвичи жалуются на резкий рост стоимости поездок на такси. За то же расстояние порой приходится платить вдвое больше, чем раньше.
На работу в Бутово из Химок Ирина часто едет на такси.
"Почти в два раза выросли цены. Не понятно, с чем это связано", – говорит Ирина Рихтер.
То, что цены выросли, заметили многие пассажиры.
"Поездка, за которую я обычно платила 450 рублей, сейчас она почему-то – 560. Хотя тот же самый маршрут, тот же самый класс машины", – добавляет Александра Хитриченко.
А вот водители довольны. Таксист Рафик признается: никогда раньше столько не зарабатывал.
"Вот я женщину взял, отвез в область. 3815 рублей. Никогда таких цифр не было", – рассказывает Рафик.
Фиолетовым на карте города у каждого таксиста отмечены места, где спрос повышенный: пассажиров много, а машин мало. Сегодня фиолетовая почти вся Москва.
"Заказов больше стало, и по цене они выше стали. Процентов на 30 у меня заработка стало больше. После того, как ввели КИС-АРТ", – поясняет Рафик Симонян.
После введения КИС-АРТ, по оценкам экспертов, число водителей в городе сократилось на треть. Система цифрового контроля отсекла тех, кто в принципе не имеет права возить пассажиров: мигрантов без знания русского языка, тех, кто имел судимость, злостных нарушителей.
"Когда водители регистрируются в системе, то у них должны быть документы в порядке. Не все водители имеют эти документы", – говорит руководитель службы эксплуатации таксопарка Януш Пинтер.
А еще таксопарки повысили цены на аренду машины, соответственно, выросла и цена поездки.
"Удорожание обслуживания автотранспорта, стоимость автомобилей последнее время стала дороже", – заявляет директор по эксплуатации таксопарка Михаил Кечин.
Агрегаторы уверяют: минимальную стоимость поездки, а это 139 рублей, не поднимали. Но за такие деньги сейчас никуда не уедешь. Раньше повышающие коэффициенты действовали только в непогоду или в часы-пик. Теперь – всегда. Представители компаний во всем винят искусственный интеллект.
"Есть алгоритм динамического ценообразования, который фактически в режиме реального времени оценивает соотношение спроса и предложения и занимается повышением или понижением цены в зависимости от спроса", – рассказывает руководитель направления эффективности платформы компании-агрегатора Андрей Павлов.
Но скорее всего объяснение куда проще.
"Агрегатору выгодно ставить повышенные коэффициенты, чтобы получать больше денег. Чем больше получаем мы, тем больше получают они", – считает водитель такси Вадим.
На резкий рост стоимости у основных агрегаторов рынок отреагировал всплеском интереса к различным интернет-сервисам, которые предлагают поездки дешевле, но под видом различных приложений для попутчиков. Например, в этом пассажир сам назначает, за сколько готов доехать, а уже водители решают: соглашаться или нет.
За поездку из центра до МГУ агрегатор просит 700 рублей, через это приложение готовы везти за 400. Через 20 минут приезжает битый Hyundai. За рулем вместо обещанного Фаруха – Абдула.
То есть в два раза меньше. А еще налогов платить не надо. Оплата либо наличными, либо переводом на карту.
"Как только выдавили нелегалов с рынка такси, такого полуофициального, они каким-то образом мимикрируют. У станций метро появились такие стояночки. Появились какие-то сайты, где тебя якобы в качестве попутчика довезут", – поясняет автоэксперт Игорь Моржаретто.
У пассажиров опять непростой выбор: сэкономить и поехать не пойми с кем или заплатить больше за машину с проверенным водителем.