Река огней днем и ночью течет по городу: если смотреть со стороны, зрелище завораживает, но у тех, кто в пробке, эмоции совсем иные. Марина утро и вечер проводит в этих заторах, и всякий раз пытается понять, что там впереди произошло: ехали-ехали – и вдруг все встали.
"Смотришь на навигатор – там нет ни аварии, ни ремонтных работ, ничего! С чего эта была пробка, просто непонятно", – жалуется автомобилистка Марина Спиридонова.
Явление так и называется – фантомная пробка: ученые объяснили и даже описали его математически. Весь поток движения может замедлиться, например, из-за одной перестраивающейся фуры. Следующая за ней легковушка пропускает – снижает скорость. То же делают и другие автомобилисты – по цепочке.
Один резко перестроился, другой затормозил, третий зазевался: и покатилась волна вдоль шоссе – порой на несколько километров. Причем это не какая-то абстракция: падает скорость – растет время. А время, как известно, деньги.
"Пусть каждый потеряет в этой волне по 1-2 минуты. Перемножим это на весь транспортный поток и на деньги – это будет достаточно сильный такой ущерб, с которым необходимо бороться", – говорит старший преподаватель кафедры "Организация и безопасность движения" Московского автодорожного института Алексей Забудский.
Ущерб наносится и здоровью: выхлопные газы – первое, что приходит в голову. Но это не единственный фактор риска. Автомобилисты жалуются, что долго сидеть в машине, застряв в пробке, трудно физически: болит спина, затекают конечности, да и эмоциональное состояние страдает. Можно, конечно, медитировать, но организм не обманешь: длительное нахождение в неподвижной позе усиливает гипоксию, а в пробке и так тяжело дышать.
"В мышцах происходят застойные явления, соответственно, кровообращение ухудшается, и кровь не циркулирует должным образом. А кровь – это что? Кровь – это источник, в первую очередь, кислорода, который необходим для адекватного функционирования всего организма", – говорит травматолог-ортопед Алексей Тыщенко.
Наклоны и повороты головы, движения руками – отличный способ разогнать кровь, если это не мешает вождению. Разогнать же фантомную пробку можно ногами, нажимая педали так, чтобы машина ехала со скоростью потока.
"Если идет поток со скоростью, условно говоря, 90 километров в час, нужно подстроиться под этот поток и пытаться себя вести так, как ведет себя основная часть автомобилистов. Это наиболее безопасный способ, в таком случае реже возникают вот такие хаотические пробки", – говорит автоэксперт Игорь Моржаретто.
Не далек день, когда автопилот в каждой машине будет следить за скоростью и дистанцией. И дороги научатся строить без "бутылочных горлышек" и крутых съездов – мест, где возникает турбулентность потока. А пока лучше не делать резких движений и вести себя за рулем предсказуемо.