Экспериментальные светофоры вызвали жаркую дискуссию в автомобильном сообществе. В столице появились регулировщики с дополнительными секциями, которые в народе уже прозвали "белыми человечками". Этот сигнал разрешает одновременно двигаться и пешеходам, и водителям, которые поворачивают на перекрестке. Главное условие – они не должны мешать друг другу. Как обстоят дела на самом деле?
Улица Лесная фактически стала экспериментальной площадкой. На каждом светофоре, а их здесь не меньше 20 штук, появилась новая секция – белый человек со стрелкой. Знак разрешает поворачивать водителям и направо, и налево в тот момент, когда идут люди.
Но видят этот знак только водители, он установлен со стороны проезжей части. А для пешеходов едущая на них машина – полная неожиданность.
- Очень плохо! Пару раз чуть не сбили.
- Не уступают водители?
- Ну, 50 на 50.
На самом деле, пропускать пешеходов водители должны в любом случае, но делают это не все.
- Отвратительно просто. Горит зеленый, поворачивают все, и не знаешь, под машиной ты будешь или где.
Путаются не только пешеходы, в замешательстве и водители.
- Видите – белый человечек со стрелочкой?
- Может он для трамвая? Я не знаю.
- Для москвичей непривычно и опасно, особенно в первое время.
Такие светофоры начали устанавливать в Москве еще в 2021 году. На сегодняшний день по городу их уже больше ста.
"Пешеход идет на свой зеленый. То есть пешеходы сейчас не стоят и не ждут еще 40-50 секунд, чтобы машинки ехали. Все спокойно поворачивают, никто никому не мешает", – объясняет Константин Антонович, технический директор компании "СпецДорПроект".
Водители тоже в выигрыше, уверяют авторы проекта. Таким образом удалось увеличить скорость проезда через перекрестки.
"Водители поворачивают направо на Лесную, уступают и продолжают движение. А раньше в этот момент правый ряд останавливался. Хотя бы одна машина, стоящая на поворот, останавливала весь ряд – автобусы, электробусы стоят, никто никуда не едет", – поясняет Константин Антонович, технический директор компании "СпецДорПроект".
Такое одновременное включение фаз и для водителей, и для пешеходов раньше было запрещено. Но согласно новому ГОСТУ это возможно при условии, что такие светофоры будут работать на перекрестках с загруженностью не более 119 автомобилей и 599 пешеходов в час.
"На самом деле, в большинстве европейских стран, да и в иных уже давно введены правила, когда разрешен правый поворот на запрещающий сигнал светофора, но с условием пропуска пешехода. Эта история работает уже много десятилетий", – напоминает Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза.
Однако идея понравилась далеко не всем экспертам.
"Иногда, например, по пешеходному переходу может проехать велосипедист. У велосипедиста значительно большая скорость, чем у пешехода. И здесь уже и водитель не сможет остановиться, потому что скорость выше, и велосипедист, воспользовавшись зеленым сигналом, не понимает, что есть белый сигнал", – приводит пример Александр Кулаков, директор центра транспортного моделирования Высшей школы экономики.
Это, конечно, если велосипедист нарушает правила. Но это жизнь, и так действительно случается часто.
"На сегодняшний день диалог не завершен. Есть люди, которые аргументированно настаивают на том, что введение этой секции и похожих является здоровой практикой. С другой стороны, есть те, кто обязан повышать безопасность движения, и они говорят, что общий уровень конфликтности растет", – объясняет Султан Жанказиев, президент Ассоциации транспортных инженеров.
Но большинство согласны в одном: необходимо провести дополнительные исследования эффективности и безопасности таких светофоров.