Мало кто знает, но в Москве сохранился трамвай, звук которого услышал булгаковский Берлиоз за секунды до своей трагической гибели. В полном порядке и вагон, где пойманный с поличным Кирпич кричал: "Смотрите, фронтовику руки крутят!". Оба уже в ближайшее время станут главными экспонатами Музея столичного транспорта, который создают на Новорязанской улице. Но есть проблема: десятки трамваев и троллейбусов, может, чуть менее легендарных, но точно не менее уникальных, в экспозицию не попадут. Традиционный парад ретротранспорта в этом году, возможно, тоже был последним.
Беспрецедентное количество зрителей – более 100 тысяч москвичей – собрал первый за три года парад старинных трамваев и ретроавтомобилей. "Железные" ветераны, многим из которых более 100 лет, с ветерком прошли по историческому маршруту "А" – легендарной "Аннушки". А возглавила процессию единственная сохранившаяся в России "Конка" – вагон номер 35 образца 1880 года.
"На территории депо Апакова была найдена вышка, высотная вышка для ремонта контактных сетей. И вдруг при тщательном ее изучении, исследовании оказалось, что это неказистое сооружение помещено на уникальную, чудом сохранившуюся, чудом сохранившемся шасси от той самой первой "Конки", – рассказывает директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Увы, этот парад может стать последним. Столичные власти планируют вскоре открыть Музей городского транспорта в здании бывшего автобусного парка на Новорязанской улице.
"Но при этом из огромной коллекции Мосгортранса, которая собиралась на протяжении уже почти 40 лет, сюда попадут, например, только пять трамваев. Как вы видите, здесь на улице нет трамвайных путей, и эти пять вагонов будут здесь просто-напросто замурованы", – сокрушается создатель и руководитель Коломенского музея трамваем Андрей Мясников.
Туманна судьба и остальных трамваев. Уже 20 лет за забором завода в Лефортове ржавеют, возможно, последние в мире экземпляры исторических вагонов.
"Самый дальний вагон – это один из нескольких сохранившихся вагонов типа МТВ-82. Дальше у нас стоит чешский вагон завода "Ренгофер". Такие трамваи поставлялись из Праги в начале XX века", – объясняет Андрей Мясников.
В 1999-м самая полная в мире коллекция ретровагонов экспонировалась в бывшем депо имени Баумана. Но все это просто выкинули на улицу, после того как тогдашний мэр Лужков отдал депо под монорельсовую дорогу.
"Лесная, 20 – это одно из старейших предприятий городского общественного транспорта Москвы, Миусский трамвайный парк. То есть мы не просто выставляем где-то музейную технику, а мы показываем ее в ее родной среде", – отмечает историк транспорта Юрия Егоров.
Но оказалось, что деньги важнее. В Миусском парке устроили гастромаркет. К счастью, часть раритетов энтузиасты смогли развезти по паркам и депо Мосгортранса.
"После того как вагоновожатый поднял бугель, включается главный автомат, включается автомат мотор-компрессора. Это вагон типа "Ф" – "Фонарный". Почему "Фонарный"? Световой купол с цветными стеклами – это и есть световой фонарь", – разъясняет заместитель начальника отдела рельсового транспорта Московского метрополитена Дмитрий Касаткин.
Первый электрический трамвай, пришедший на смену "Конке". Именно такой в 1914 году водил по Москве Константин Паустовский.
"Трррррр" – именно такой звук услышал председатель Массолита Берлиоз из романа Булгакова "Мастер и Маргарита" за мгновение до того, как вагоновожатая, комсомолка Аннушка, отрезала ему голову. И этому звуку уже 123 года, он не менялся с момента открытия регулярного движения электрического транспорта в Москве, потому что, заслышав "трррррр", человек не сомневается, что ему нужно уступить дорогу трамваю.
Рядом Коломенский моторный, тот самый, из "Места встречи изменить нельзя" и "Покровских ворот".
"Именно здесь, примерно в этом месте, снимался эпизод с поимкой Кирпича", – говорит Дмитрий Касаткин.
Подлинные свидетели истории могут рассказать то, о чем не напишут в школьных учебниках. Первый трамвай с отоплением – 1947-й год.
"Это трамвай МТВ-82 – первый послевоенный трамвайный вагон. Он выпускался на авиационном заводе номер 82 в Тушино, и это определило его конструкцию", – дает пояснение Дмитрий Касаткин.
Авиационный дюраль на заклепках. Этого материала было в избытке – ведь война кончилась, и самолеты уже не сбивали на фронте. А вот иная эпоха: чешские вагоны "Татра" бегали по Москве с начала 60-х до октября прошлого года.
Загадка, практически неподсильная технократическому уму современного человека: как работала билетная касса в трамвае 60-х годов? Если с монетами еще можно разобраться (они проваливаются вниз под действием гравитации), то как быть с билетами? А все очень просто: честный человек брал столько билетов, за сколько заплатил.
"Для чего все это нужно? Как бы это, может быть, высокомерно ни звучало, это приобщение человека к истории своего города, своей страны", – убежден историк транспорта Юрий Егоров.
То есть Музей транспорта Москве, бесспорно, необходим.
Нынешнее поколение московских школьников, скорее всего, даже и знать не будет, что за зверь такой – троллейбус. Между тем без малого столетие, с 30-х годов прошлого века, Москва была троллейбусной столицей мира. Самая большая протяженность маршрутов на планете и тысячи рогатых красавцев на всех улицах столицы – все это в одночасье исчезло. Между тем без троллейбусов Музей городского транспорта Москвы будет явно неполным.
Тот самый троллейбус МТБ-ВСХВ, со стеклянной крышей и огромными окнами, возит экскурсии по ВДНХ.
– Какова бы могла быть его коллекционная стоимость? – интересуется журналист.
– Вы знаете, мне сложно сказать, сколько стоит солнечный свет. Для меня вот, честное слово, эта вещь не имеет цены, – отвечает хранитель Музея транспорта Москвы Вячеслав Курицын.
Бесценные артефакты эпохи, спасенные и восстановленные руками энтузиастов. Далеко не каждый мегаполис мира может похвастаться такими сокровищами.