По пешеходному переходу, сквозь толпу, с ветерком – так теперь не прокатит! С сегодняшнего дня у них особый статус. Все, кто на электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах, сегвеях и даже на моноколесе, по новым правилам – участники дорожного движения. А то, на чем они ездят, – "средства индивидуальной мобильности". Если коротко – "СИМ".
"Временная велодорожка – часть инфраструктуры, которой будут пользоваться обладатели СИМ, у которых сегодня появились права и обязанности", – показывает руководитель проектов "Студия транспортного проектирования STEP" Алексей Смирнов.
Для них появятся и специальные знаки, что разрешают, ограничивают или запрещают движение. Скорость теперь тоже под контролем — не более 25 километров в час.
Определили и зоны движения: приоритет велодорожкам, если их нет — можно двигаться и по тротуару, но соблюдая правила.
"Максимальная масса СИМ, на котором можно двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, составляет 35 килограммов. При совмещенном движении – приоритет у пешеходов. Поправки в правила дорожного движения позволят регулировать передвижения СИМ, что сделает этот вид транспорта безопаснее для всех участников дорожного движения", – подчеркивает заместитель руководителя пресс-службы Департамента транспорта Москвы Анастасия Журавлева.
По дорогам ездить тоже можно, но не по всем, а только там, где максимальная скорость — 60 километров в час. И только тем, кто старше 14 лет. Но главный вопрос: кто и как будет контролировать соблюдение новых правил?
"Камер никто для средств индивидуальной мобильности не вешает. Нет знаков, нет регистрации. Возможно, нас ждут рейды сотрудников ГИБДД, которые в ручном режиме будут выявлять нарушения скорости и штрафовать. Хотя штрафов пока нет", – удивляется противоречивости ситуации руководитель экспертного центра "Пробок.нет" Александр Шумский.
При этом в Европе для СИМ уже давно действуют строгие ограничения. В Британии, Франции и Испании штрафы за превышение скорости и выезд на трассу — до 1,5 тысячи евро. В Германии — обязательная регистрация электросамокатов с получением номерных знаков. Для России это новый опыт. Изменения в правилах еще обсуждают, в том числе и возможность введения экзамена для допуска к управлению.
"Сдать на права управления авто нелегко, а уж как на самокате – вообще не понятно. Думаю, карточки с правами не будет, но стоит сделать какой-то курс по допуску. Чтобы люди понимали, как вести себя на дороге", – дает рекомендацию руководитель проектов "Студия транспортного проектирования STEP" Алексей Смирнов.
Уже не пешеходы, но еще и не автомобилисты. А потому и не ясно пока и какое наказание ждет нарушителей.
Только за пять месяцев этого года количество ДТП с участием средств индивидуальной мобильности выросло на 35%. Столкновения с автомобилями, падения, наезды на пешеходов на бешеной скорости. И большинство аварий происходят в крупных городах – Москве и Санкт-Петербурге, где электросамокаты уже стали частью системы общественного транспорта. Компании, что сдают самокаты в аренду, обязали ограничить скорость устройств и мощность электродвигателя.
А по новым правилам, которые вступят в силу с 1 марта 2023 года, средства индивидуальной мобильности теперь должны быть оборудованы фарами белого и красного цвета. Но дело ведь не только в технических параметрах и критериях, важнее здравый смысл участников дорожного движения. И этого в правилах не пропишешь.