Оператором завода выступает компания "Рэнера" – дочернее предприятие "Росатома". С 2025 г. в Калининграде начнут выпускать по 50 тыс. батарей для электромобилей в год.
"Росатом" начинает строительство первой в стране гигафабрики по производству накопителей энергии, открывая для себя новую отрасль электротранспорта. Эксперты прогнозируют к 2030 г. высокий рост спроса на системы накопления энергии.
В связи с этим наша основная задача – создать максимально эффективные решения для развития рынка электротранспорта в России. Это послужит основой для развития экологичного транспорта, надежных и современных электросетей, обеспечит формирование ряда смежных секторов и направлений", – заявил глава "Росатома" Алексей Лихачев в интервью ТАСС.
На заводе наладят полный цикл производства литий-ионных аккумуляторов – от смешения компонентов катодных и анодных масс до выходного контроля продукции.
Между тем на Московском заводе полиметаллов запущен опытно-промышленный участок сборки литий-ионных тяговых батарей для электромобилей, троллейбусов с автономным ходом, карьерных самосвалов, горно-шахтной техники, а также систем накопления энергии.
В свою очередь госкорпорация "Роснано" еще в 2011 г. запустила производство литий-ионных батарей в Новосибирске на заводе "Лиотех" (совместное предприятие "Роснано" и китайской Thunder Sky Group).
В 2014 г. китайская компания вышла из проекта, и предприятие остановилось. К 2015 г. "Лиотех" накопила долги на 500 млн руб., прошла процедуру банкротства и реструктуризации. В 2017 г. завод возобновил работу под новым юридическим лицом, собственником которого является "Роснано". Предприятие выпускает промышленные накопители энергии.
В России работает только один завод по производству электромобилей – "Мотор-Инвест" под Липецком, который выпускает модель китайской DongFeng под маркой Evolute. Производство запущено в конце сентября, до конца года компания намерена собрать 2 тыс. электромобилей, а в 2023 г. – 10-15 тыс. авто в зависимости от спроса.
Собственный проект по массовому выпуску электромобилей продвигает калининградский "Автотор", который может стать якорным заказчиком батарей от "Росатома".
Кроме того, "Росатом" намерен стать соинвестором проекта по выпуску городских электромобилей "Кама", который разрабатывает "КамАЗ".