Он докатился до судебных разбирательств с дорожными инспекторами из-за штрафа в пять тысяч рублей. В зале Железнодорожного райсуда Новосибирска Александр Шахаев доказывает, что имеет право разъезжать на самокате без водительского удостоверения. Расходы на адвоката и потраченное время за долгие месяцы тяжбы явно превышают размер штрафа, но для Шахаева это – дело принципа.
Сеть компаний краткосрочной аренды самокатов быстро разрослась на улицах крупных городов, а затем захватила и всю страну в целом. Подобных точек проката только в Москве – сотни. Это понятно: транспорт быстрый, удобный, и не требует особых навыков в управлении. Но новосибирские автоинспекторы посчитали иначе. Александра Шахаева остановили во время езды по тротуару и потребовали у него водительское удостоверение. Прав не нашлось, и сибиряку выписали штраф.
Такие же ситуации возникали и в других регионах страны. Логика инспекторов проста: если электросамокат слишком мощный, его смело можно приравнять к мопеду. Вот и в данном случае дорожные инспекторы привели технические характеристики электросамоката. Мол, мощность его двигателя превышает 25 киловатт. А это уже причина требовать водительское удостоверение.
"Для управления ими необходимо наличие специального правоуправления транспортными средствами соответствующей категории "А" либо "М", – рассказала Анна Варнавская, начальник отдела пропаганды Управления ГИБДД по Новосибирской области.
Новосибирские правоохранители даже провели экспертизу двухколесного транспорта. Правда, выяснилось, что эксперты все перепутали. Изучали характеристики другой модели, пусть и похожей.
"Они ссылаются на информацию из Интернета, которая не соответствует ни по модели, ни по именованию. Потому что те самокаты, которые компания вывозила, изготавливались под заказ, под те характеристики, которые нужны в России", – говорит Александр Шахаев.
Александр несколько месяцев доказывал в суде свою правоту. Его поддержали и в прокатной компании.
"Мы предоставляли и данные от завода-производителя, и результаты экспертизы от независимых экспертиз, которые подтверждали, что мощность двигателей электросамокатов нашего сервиса не превышает 250 Вт. Самокаты изготавливаются по заказу сервиса, и еще на заводе их мощность ограничивается", – отметил Денис Балакирев, пресс-секретарь компании по аренде электросамокатов.
Обратятся ли в суд другие пользователи сервисов по прокату электросамокатов, пока вопрос – штрафы выписали многим из них. Рвение дорожных инспекторов тоже понять можно: многим пешеходам и водителям хочется освободить улицы от самоуверенных экстремалов. Те часто создают неудобства и даже опасные ситуации. Любители быстрой езды и разбиваются об асфальт сами и травмируют других.
Некоторое время проблема была и в законодательной базе. Электросамокаты не подходили ни под одну категорию – ни пешеход, ни транспортное средство. Но этот вопрос чиновники уже решили.
"С 1 марта следующего года все электросамокаты будут вынесены в отдельную категорию средств индивидуальной мобильности. Обычные самокаты будут так же приравнивать к пешеходам, как и роликовые коньки, а вот те устройства, которые имеют двигатель менее 250 Вт, будут относиться к средствам индивидуальной мобильности. Для них устанавливаются определенные правила – максимум 25 километров в час, они должны весить менее 35 кг и двигаться по велодорожкам или велополосам, при их отсутствии – по тротуару. Но при этом абсолютный приоритет у пешеходов", – пояснил автоэксперт Александр Шумский.
Из суда Александр Шахаев вышел победителем – штраф отменили. Но домой отправился на своих двоих. Для самокатов в Новосибирске уже слишком холодно. Да и просто. На всякий случай.