Дорожный дозор – и днем, и ночью. Сотрудники столичной Госавтоинспекции останавливают водителей для проверки документов и... состояния здоровья. Контроль – залог безопасности участников движения.
– На свет, на свет.
– На, свет, да?
– Глаза открываем, открываем глаза!
Расширенные зрачки – один из признаков опьянения. Осмотр занимает несколько секунд. У этих автомобилистов все в норме.
– Вы выпивали сегодня?
– Нет.
– Употребляли наркотики?
– Ребята, я в медсфере работаю.
Если есть признаки алкогольного или наркотического опьянения, водителям предлагают пройти медосвидетельствование.
– Согласны, не согласны, и подпись, – поясняет порядок подписания составленного протокола сотрудник ГИБДД.
Во время таких рейдов в центре внимания ГИБДД не только оживленные трассы, но и спальные районы. Здесь зачастую еще больше водителей-нарушителей.
Иногда все признаки, что называется, налицо.
– На чем ехал-то?
– Домо-о-о-ой я ехал!!!
Хорошо, когда таких водителей удается выявить во время рейда. Гораздо хуже, если нарушитель в неадекватном состоянии уже стал участником страшной аварии.
Именно так произошло 27 ноября с москвичкой Натальей Украинской. Она устроила смертельную аварию на северо-западе российской столицы. Экспертиза показала, что Украинская села за руль в состоянии наркотического опьянения. Очевидцы сразу обратили внимание на странную траекторию, по которой двигался автомобиль. Сначала он несся по трамвайным путям, а потом через несколько полос пересек проезжую часть и вылетел на тротуар. Перед тем, как завалиться на бок, машина сбила маму с двумя детьми. Пешеход Елена Столбунова погибла на месте. Ее 4-летнего сына врачи тоже не смогли спасти. Одиннадцатимесячную девочку из искореженной коляски достали прохожие.
Люди пришли на помощь и вероятной виновнице аварии.
– Вы были за рулем? А что случилось-то у вас?
– Я не знаю. У меня будто голова закружилась.
Находившаяся за рулем Наталья Украинская и ее подруга, поспешившая на выручку, в один голос утверждали: авария произошла по причине какого-то резкого недомогания.
– Простите, а что случилось? Вы можете пояснить? Вы были трезвы?
– Ей стало плохо. Все! Пожалуйста!
Эксперты нашли в крови владелицы KIA следы каннабиноидов.
– У женщины, 27 ноября совершившей наезд на пешеходов на северо-западе Москвы, было выявлено состояние наркотического опьянения, – поясняет начальник управления информации и общественных связей Главного управления МВД России по Москве Владимир Васенин.
– В ближайшее время фигурантке будет назначена и проведена амбулаторная психолого-психиатрическая экспертиза, – анонсировала старший помощник руководителя ГСУ Следственного комитета России по Москве Юлия Иванова.
Выяснилось, что всего лишь год назад 37-летнюю Наталью Украинскую лишали прав на четыре месяца за ДТП на Тверской. Тогда дама въехала в Mercedes, и по решению суда осталась должна больше двух миллионов рублей. Но это ее, похоже, ничему не научило.
Она переписала свой кроссовер на подругу (видимо, чтобы приставы не отняли машину за долги) и продолжила колесить по Москве, при этом употребляя наркотики. За смертельную аварию Украинской грозит до 15 лет колонии. Ждать суда она будет в следственном изоляторе. Но это уже не вернет жизнь Елены Столбуновой и ее ребенка. Каждая такая авария вызывает широкий общественный резонанс. Многие еще не забыли серьёзную аварию с участием рэпера Эльмина Гулиева.
Белый Infinity на огромной скорости вылетел на перекресток, задел черный Mercedes и впечатал людей в стену. Один из пешеходов подлетел вверх, перевернулся в воздухе и ударился спиной. Несколько дней он провел в коме. Другая пострадавшая осталась инвалидом. После аварии ей ампутировали часть ноги. В момент ДТП Гулиев находился в состоянии наркотического опьянения. И это была уже четвертая его авария за год! Музыкант получил 4 года колонии.
– Люди, находящиеся в состоянии измененного сознания, либо под алкоголем, либо под наркотиками, либо под другими психоактивными веществами. Они социально опасны для себя и окружающих, – предупреждает врач-психиатр, нарколог Алексей Казанцев.
В сентябре этого года на трассе М5 "Урал" пациент психдиспансера на Mercedes Gelaendwagen вылетел на встречную полосу, протаранил три машины. Позже он сам признался, что был пьян.
Эта авария унесла жизнь таксиста. Его пассажира доставили в реанимацию в критическом состоянии. Выяснилось, что виновник ДТП ранее не раз сбегал из психбольницы. Непонятно, как он вообще смог получить водительское удостоверение. По словам экспертов, не исключено, что эти аварии можно было бы предотвратить, если бы правоохранители имели доступ к медицинским базам данных.
– Это облегчило бы их работу, потому что они бы получили возможность ежедневной практической профилактики и оперативной работы в отношении таких лиц, – считает следователь по особо важным делам Следственного комитета при прокуратуре (с 2002 по 2011 годы), а ныне адвокат Андрей Гривцов.
Уже много лет полиция бьется за доступ к медицинским базам данных наркозависимых и душевнобольных пациентов. Однако, врачи выступают против.
Пациенты наркодиспансеров и психиатрических клиник защищены законом. Врачебная тайна запрещает медикам разглашать сведения, которые они получили, когда лечили и обследовали людей.
Полиция не знает граждан, состоящих на учете у психиатров и наркологов. А значит, не может предотвратить преступления с участием таких граждан. В середине ноября 2022 года министр внутренних дел России Владимир Колокольцев в очередной раз обратил внимание на эту проблему во время своего выступления в Совете Федерации.
– Необходим четко отлаженный алгоритм обмена информацией не только между правоохранительными структурами и образовательными учреждениями, но и с органами здравоохранения. Любой сбой в этой цепочке чреват печальными последствиями, – отмечает российский министр внутренних дел Владимир Колокольцев.
В МВД предлагают создать единую систему, в которую будут вносить сведения о людях с психическими расстройствами, алкоголизмом и наркоманией. Сенаторы идею поддерживают.
– Совершение каких-то действий, направленных на превенцию, на предотвращение правонарушений со стороны тех лиц, кто находится в данной базе, это, мне кажется, во-первых, актуально, во-вторых, общество – люди, безусловно, такую инициативу поддержат, – добавляет председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
Пока инициатива обсуждается. А значит на дорогах все еще небезопасно. Выявить неадекватного водителя часто удается только после страшного происшествия.