Никита Зуев – эколог. В такси подрабатывает. Пассажиров возит по утрам и вечером после работы. Машину – арендует.
— Для меня самое активное время — с шести утра до десяти утра, когда люди едут, естественно на работу, и с шести вечера до десяти вечера, когда люди возвращаются с работы, — рассказывает подрабатывающий таксистом Никита Зуев.
Но, говорит, с сентября его подработка может превратиться в убыток. В Минтрансе подготовили проект постановления: рабочий день водителя ограничат 12 часами. Потом – просто отключат от системы распределения заказов.
— Придется мне утром прекратить работать и работать только вечерами, — уже ищет выход из такой ситуации Никита Зуев.
В профессиональном сообществе инициатива Минтранса вызвал панику. Многие решили, что теперь будут учитывать не общее время за рулем, а отмерять двенадцать часов с момента выхода на линию без учета перерывов.
— Часть водителей работают по пиковым часам. То есть, он выходит с пяти часов до десяти с утра, потом делает перерыв. И выходит в пять, шесть, семь часов на вечерние пики, — разъясняет график работы таких таксистов председатель московского профсоюза такси "Добро" Николай Кодолов.
В Минтрансе успокаивают: таксисты по-прежнему смогут самостоятельно выстраивать удобный график. Но правила ликвидируют лазейку для переработки.
Предположим, что до конца рабочего дня — 10 минут. Водитель везет пассажира на другой конец города. И уже в пути берет следующий заказ, растягивая свою смену. Теперь до завершения предыдущей поездки заявку ему просто не дадут. Придется уйти на перерыв.
Нововведения, по мнению авторов проекта, должны снизить аварийность и повысить безопасность пассажироперевозок. Новости о том, что таксисты из-за переутомления провоцируют ДТП, появляются регулярно.
Сломанные лицевые кости, раздробленная челюсть, трещины в ребрах и еще с десяток менее серьезных повреждений. Когда Анна Сорокина вызывала такси, даже представить не могла, что сядет в машину смерти.
— Я поняла, что машина куда-то сворачивает. Я поднимаю голову, понимаю, что он летит через три полосы дороги. Я начала кричать, он вообще никак не реагировал. Он вылетел на бордюр на противоположной стороне дороги и влетел в столб, — рассказывает пострадавшая по вине таксиста в ДТП пассажирка Анна Сорокина.
Было уже несколько операций, в сентябре – еще одна. После – длительная и дорогостоящая реабилитация. Анна говорит: в тот день таксист просто уснул за рулем.
— У него голова, ну, когда, знаете, машину немножко потрясывает, голова так качается, как у спящего человека, — вспоминает она увиденное прямо перед аварией.
Чтобы подобных историй стало как можно меньше, таксистов и решили заставить больше отдыхать. Впрочем, для многих столичных перевозчиков, которые работают с агрегаторами, такой формат – уже не новость.
— Я покупаю с утра смену, и она действует двенадцать часов. То есть, он потом отрубает смену и все, — поясняет таксист, уже работающей по такой системе.
— Два года назад была внедрена система КИС "АРТ", которая получает полностью всю информацию обо всех водителях такси, — поясняет председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. — И не важно, сколько заказов взял водитель в одном агрегаторе, либо в другом агрегаторе, сама система не позволяет водителям перерабатывать более двенадцати часов.
Теперь подобную систему планируют внедрить и в других регионах. В целом эксперты положительно оценивают проект, но говорят, что нужны доработки. Если в течение всего рабочего дня таксист не сможет во время поездки подбирать следующий удобный заказ, то заработки снизятся. И, как следствие, цены для пассажиров могут поднять.
И тут на чаши весов с одной стороны ложатся время и деньги, а с другой – безопасность.