Многотонный грузовик вынужденно остановился на ремонт на 115-м километре ЦКАД и перекрыл полтрассы.
– Что случилось?
– Колесо взорвалось.
– А откуда-куда едете?
– В Дагестан еду.
Аварийный комиссар подъехал спустя всего 10 минут после прокола.
– Помощь нужна какая-то?
– Нет.
– Домкрат есть?
– Да, есть.
Замена колеса на таком грузовике займет не меньше часа. И понятно, что такая фура представляет опасность для других участников дорожного движения, поэтому, в первую очередь, аварийный инспектор выставляет ограждения.
Быстро обнаружить грузовик помогла новая интеллектуальная система, которую начали внедрять на Центральной кольцевой автодороге. Десять машин аварийных комиссаров оснастили вот такими модулями. Они связаны между собой и с уличными камерами в единую систему.
"Мы получаем в режиме реального времени информацию не только об инцидентах на дороге, но также о погодных условиях", — отмечает аварийный комиссар Дмитрий Бакулин.
Специальная программа выявляет нестандартные ситуации и сообщает о них ближайшему комиссару. Например, камера увидела пешехода. Их на скоростной трассе быть не должно.
— Внимание, человек на дороге.
Это же происшествие увидели в центральном пункте управления ЦКАД. Человек уже, действительно, вытащил аварийный знак остановки. Система обвела его и определила, как человек идет на дороге.
Система умеет определять аварии, остановку транспорта, движение задним ходом, падение груза, а также появление на трассе людей и животных.
"Транспортное средство – это уборочная техника. И езда задним ходом. Если это, например, не система дорожных служб, а просто человек пропустил поворот или еще что-то, то мы можем с этим инцидентом работать. И дальше выводить на табло, на знаки информационные: аккуратно, эта полоса небезопасна, перестраивайтесь", — поясняет замгендиректора концерна "Телематика" Марсель Нигметзянов.
Точность распознавания – 95 процентов. Запутать алгоритм могут снег, дождь, солнечные блики или тени. Спорные ситуации вручную разбирают операторы. Но большую часть решений система принимает сама, без участия человека. В этом, кстати, главное отличие от обычных приложений-навигаторов.
"Водитель непосредственно указывает о каких-то событиях на дороге, но это не всегда возможно. Во-первых, водитель может ошибиться, может указать неправильное место. И может вообще просто не указать ничего. Во-вторых, это на скорости, а пользоваться телефонами на дороге запрещено. А наша система, соответственно, делает это все в автоматическом режиме", — подчеркивает руководитель разработки экосистемы управления дорожным движением концерна "Телематика" Николай Белый.
Пока система работает в тестовом режиме на небольшом отрезке – примерно 100 километров ЦКАД. На всем его протяжении установлены передатчики, которые собирают информацию обо всех инцидентах и отправляют ее в центральный пункт управления.
Модулями системы скоро оборудуют все машины аварийных комиссаров не только на ЦКАД, но и на платной трассе М12 Москва – Нижний Новгород – Казань. Если эксперимент окажется удачным, к системе, возможно, подключат и машины городских служб.