Так родился МАЗ-200. У нас на тесте его редкая и необычная модификация с азотодобывающей станцией АДС-50. Но обо всем по порядку.
Капот аллигаторного типа, на нем выштампованы барельефы зубра – символа Белоруссии. Под капотом двухтактный 4-цилиндровый мотор с непосредственным впрыском через насос-форсунку, объемом 4,5 литра, мощностью 120 лошадиных сил.
Паспорт грузовика – табличка, из которой можно узнать, что выпущен он в 1963 году. Предельная нагрузка – 7 тонн. Мало у кого такая сохранилась.
Кузов выполнен из дерева и обшит металлом. Собирали его, кстати, на заводе "Уралец" в Свердловской области, куда приезжало шасси из Минска. Именно на Урале с 1962 года выполняли крупный заказ на производство азотодобывающих станций.
Азот нужен для продувки топливных баков ракет, чтобы освободить их от горючих паров. Но заходя внутрь, мы здесь ничего не увидим, потому что после снятия с вооружения все оборудование демонтировалось, а грузовики передавались в народное хозяйство.
Пора уже испытать этот транспорт в деле. Только ключа зажигания нет – есть флажок, при повороте которого запускается стартер, а за ним и мотор. Конечно, аэродинамики от такой высокой будки ждать не стоит. Да и гонять не рекомендуется – низкооборотистый мотор этого очень не любит. Но зато коробка с синхронизаторами, передачи можно переключать как на легковушке, без двойного выжима. В советском автопроме такое было впервые.
Руль без усилителя: чтобы крутить такую баранку, нужны недюжинные силы.
МАЗ-200 выпускали до 1965 года. Всего было изготовлено 230 тысяч автомобилей этой серии. А такие будки переоборудовали в передвижные электростанции, мастерские для аварийных бригад и даже пассажирские автобусы, потому что транспорт был простой и надёжный.
А сегодня МАЗ-200 находится на заслуженном отдыхе в музеях и частных коллекциях.