Закон о такси: чем нововведения обернулись для перевозчиков и пассажиров


АГН "Москва"

С 1 сентября в России вступил в силу закон, который вводит новые правила работы такси. Появились новые требования и к автомобилям, и к работе агрегаторов. Эксперты еще до его вступления в силу опасались, что из-за нововведений поездки подорожают. Как обстоит дело сейчас, спустя две недели с начала работы новых правил? И работают ли они вообще?

Первое, что прописано в правилах: водитель обязан иметь разрешение на работу в такси. Получить его можно бесплатно, подав заявление в МФЦ или, например, в городской департамент транспорта. Также к водителю предъявляется ряд требований: у него должен быть трехлетний стаж вождения и менее трех неоплаченных административных штрафов на момент оформления разрешения, он должен пройти проверку на знание города, не должен иметь непогашенных или неснятых судимостей.

Есть требования и к агрегаторам. Так, они не имеют право передавать водителю заказ, если предыдущий еще не выполнен. На практике так бывает не всегда даже сейчас, когда закон вступил в силу. В разговоре с BFM.ru один из московских таксистов рассказал о таких случаях.

"Так называемые заказы по цепочке с 1 сентября запрещены, это в законе прописано, а они (представители агрегатора – ред.) тебя посылают куда подальше. Я открытым текстом говорю, что в законе это прописано, пункт такой-то, а вы продолжаете передавать. Они не отвечают, они сразу начинают говорить, что консультация нужна", – поделился водитель.

Авторы закона ожидали, что нововведения помогут сформировать единый подход к ценообразованию. Перевозчики могут устанавливать цены в зависимости от дня недели и времени суток (понятно, что вечером в выходной заказов больше, поэтому и стоимость выше). Однако все расценки должны быть установлены заранее и опубликованы в открытом доступе.

В то же время из-за нововведений некоторым службам такси придется перестраивать свою систему работы, а это потребует вложений. Особенно это повлияет на самозанятых водителей: им придется оформлять полис ОСАГО по тарифу для такси, а он значительно выше, чем тариф для физлица. Так что цены-то они установят, но это уже будут не те цены, что раньше. Это может обернуться как уходом самозанятых из бизнеса в принципе, так и "уходом в тень".

По идее, изменения должны гарантировать пассажиром более комфортные и безопасные поездки и ясность в ценообразовании. Так, перевозчик будет отвечать за передачу заказов водителям без лицензии, за вред здоровью или имуществу пассажира, также они обязаны будут возмещать реальный ущерб пассажиру, если его не покрывает страховка.

С другой стороны, цены уже поднимаются. Представители агрегаторов опасаются, что новые требования отпугнут водителей, которых и так не хватает. К тому же, увеличатся затраты в связи с требованием к оснащению и внешнему виду автомобилей, а их обслуживание и так не дешевеет, как и новые автомобили.

Еще в августе Росстат сообщил о росте стоимости поездок вследствие подорожания топлива и автомобилей, а также необходимости индексировать зарплату водителям. 11 сентября вице-спикер Госдумы Борис Чернышов обратился к правительству с просьбой повлиять на ситуацию с ростом цен. По его словам, в некоторых регионах они подскочили вдвое.

"Немалую роль в увеличении стоимости играет вступивший в силу закон. Теперь ряд категорий водителей просто не может заниматься своей деятельностью, так как им не под силу выполнить новые требования", – цитируют "Известия" письмо Чернышова.

Парламентарий призвал отсрочить вступление в силу части требований закона до 2025 года. Тем временем региональные организаторы перевозок уже выработали ряд предложений по изменению действующего закона.