В 6 утра во дворах микрорайонов Южный, Парковый, "Силикат" – это в Подмосковных Котельниках – необычно шумно. Оказалось, все эти люди, выстроившиеся рядом с подъездами, ждут такси. Мы сначала не поверили. Прошло минут пятнадцать – за пассажирами никто не приезжал. Но, стоило нам спрятать камеру – во двор буквально хлынули машины. Моментально образовалась пробка.
Легковые машины без специальной маркировки собирают пассажиров по дворам. Останавливаются посреди проезжей части и ждут, пока наберется полный салон. Это не такси, а некое подобие маршруток — курсируют между микрорайонами и ближайшими станциями метро. Попытка пообщаться с водителем едва не заканчивается ДТП. При виде камеры автомобиль срывается с места прямо во время посадки.
Недовольные пассажиры сами подходят к нам и спрашивают, зачем мы приехали? Услышав тему – нелегальные перевозки – изображают удивление. По их словам, ничего противозаконного здесь не происходит — таксисты, берущие за проезд по 100 рублей с человека, якобы имеют лицензии.
Момент истины наступает через минуту. Очередного "серого" извозчика застаем врасплох. Водитель насквозь прогнившего седана сначала уверял, что подвозит людей исключительно из альтруизма, бесплатно, чтобы люди не стояли на холоде. Однако когда мы сообщили, что его пассажиры уже сообщили нам на камеру о стоимости проезда, водитель немедленно отменил поездку и бесцеремонно выгнал пассажиров.
Живущая в Котельниках Елена Иванова жалуется, что таксисты-нелегалы полностью блокируют въезд в район, в том числе для пожарных машин и скорых. Хаотичное курсирование между жилыми домами выглядит дико и, мягко говоря, небезопасно. Мелкие ДТП местные жители наблюдают прямо из окон. Недавно один из "серых" перевозчиков не уступил дорогу и протаранил другой автомобиль, после чего группа мигрантов окружила сотрудников ГИБДД и начала доказывать, что их товарищ за рулем был прав.
ГИБДД и транспортный контроль провели в Котельниках совместную операцию. Как рассказал заведующий межмуниципальным отделом 1 управления регионального административно-транспортного контроля министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексей Приоров, такие мероприятия проводятся 3-4 раза в неделю. После проверки более 40 машин выяснилось, что шестеро водителей работали нелегально.
Пойманных с поличным водителей оштрафовали за незаконную предпринимательскую деятельность и нарушение правил перевозок на 5 тысяч рублей, а автомобили изъяли. После таких рейдов, говорят люди, интенсивность нелегальных рейсов на какое-то время снижается. Но работы в Котельниках непочатый край. Вот на остановке притормозил вполне легальный на первый взгляд – есть даже табличка с указанием маршрута – микроавтобус. Забарахлил двигатель. Немудрено — судя по мятому, кое-как подрихтованному капоту и потрескавшемуся бамперу, подвязанному веревкой, машина недавно побывала в ДТП.
Так и не ответив на вопрос, кто выпустил на линию транспортное средство в таком техническом состоянии, водитель уезжает. Скорее всего, для того, чтобы продолжить оказывать совершенно точно опасные для жизни и здоровья пассажиров услуги.
"Если есть предложение вот такой услуги, значит, есть спрос, — отмечает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков. — Когда надо ехать, а не на чем, возникает спрос на такой транспорт. Проблема комплексная. На мой взгляд, каким-то одним действием – например, повышением штрафа, ее не решить".
То есть самое надежное средство для искоренения нелегалов в сфере транспорта – появление легальных маршрутов в необходимом количестве. Котельники ждут перемен.