Реальный срок за сувенир со встроенной видеокамерой получил москвич. Предполагал использовать как видеорегистратор, потом решил продать. И не знал, что это карается законом как незаконный оборот специальных технических средств, в народе называемых "жучками".
Савеловский радиорынок, в первом же павильоне — большой выбор скрытых видеокамер. Эта замаскирована под зажим для галстука.
— Автономная тоже — она вайфайная. Могла писать на флешку.
Вот камера, замаскированная под наушники. А это — стильная пуговица, тоже записывает видео в хорошем качестве.
— А эти лампочки горят?
— Это ночная подсветка, она закрыта черными плафонами и никак светиться не будет.
— Не будет светиться — это, типа, инфракрасная какая-то штука?
— Да.
Люди охотно покупают такого рода продукцию — иногда даже просто для развлечения. Но мало кто знает, что в России существует запрет на шпионскую технику. А эти товары, по сути, таковыми и являются. И их свободно можно купить на рынках и в Интернете.
"Вот дырочка — вот это и есть видеокамера. Сверху у неё находится кнопочка. Пишет она и звук, и изображение. Ну, то есть, вот такая вот ручка, можно собирать, как говорится, негласную информацию", — демонстрирует продавец.
Или вот — с виду обычные солнцезащитные очки. Цена — 10000 рублей.
- Чтобы сфотографировать — можем нажать один раз. Чтобы включить видео — нажимаем и чуть-чуть удерживаем.
Иногда шпионские камеры покупают для того, чтобы собрать компромат на супруга, компаньона или конкурента. И мало кто задумывается, что это может грозить уголовным делом.
Дизайнер из Новочеркасска получил год условно за покупку камеры-авторучки. Житель Свердловской области отделался штрафом. Для мужа Ольги попытка продать камеру-брелок обернулась реальным сроком.
"Купил через китайскую посылку, спустя какой-то период времени решил выставить его на "Авито", не скрывая никаких подробностей. Он его выставил как фото- и видеобрелок, разместил фотографию", — рассказывает супруга Алексея Соколова.
В момент продажи брелка Алексея задержали. Суд приговорил его к четырём месяцам колонии.
В следственный изолятор попал и тридцатилетний москвич, который переделал видеорегистраторы под бытовые предметы и решил их продать.
"В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, максимальное наказание за совершение указанного преступления предусмотрено в виде лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности", — говорит руководитель отдела дежурных следователей ГСУ СК России по городу Москве Владимир Паунежев.
Число осуждённых за сделки со спецтехникой исчисляется сотнями. Уголовный кодекс действительно запрещает покупку и продажу таких технических средств.
"Нет конкретных разъяснений, что такое специальное техническое средство. Сейчас любое средство для аудиовидеозаписи, которое имеет компактные размеры или которое похоже на какой-то бытовой предмет, в принципе может быть квалифицировано как специальное техническое средство", — говорит адвокат Юрий Сергейчик.
Постановление правительства России определяет скрытые камеры как камеры, замаскированные именно под бытовые предметы. И по таким случаям заводят дела.
Поэтому стоит быть осторожнее с приобретением такой техники. К телефонам и видеоняням претензий нет.