В Европе есть санкции, но есть и Хельсинское соглашение о нерушимости границ. В Азии вроде никаких санкций, если не считать Монголию, но у всех стран-участниц Восточного экономического форума из этого региона есть к соседям вопросы о территориях. Но как же все при этом говорят о сотрудничестве?
Все остальные телекамеры были снаружи матовых стекол, а по эту сторону у нас была уникальная возможность, дождавшись президента Путина, смотреть, как он принимает гостей именно в неформальной обстановке. Первый — премьер Кореи.
Если честно, то хотя этого гостя Путина я видел впервые, с ним было проще всего — он же тоже из журналистов. Вот и уже на заседании речь построил по-нашему. "В этот раз я прилетел на самолете, но в следующий раз хочу приехать на поезде во Владивосток. И для этого я прошу оказать лидеров содействия для реализации этой мечты", — сказал Ли Нак Ён, премьер-министр Республики Корея.
Мечта непростая. Тут мы, журналисты, знаем даже побольше государственных деятелей. В эфире "Вестей в субботу" как-то был сюжет о том, какие на железной дороге на границе России с Северной Кореей стоят ворота с замком.
А чтобы добраться из Сеула до Владивостока на поезде, надо сначала пересечь границу межкорейскую. Пока там стоят войска США, пусть и под флагом ООН.
И буквально недавно английские и гонконгские СМИ сообщали, что американцы не разрешили южанам исследовать вопрос о том, как соединить железные дороги Юга и Севера.
Тем временем к Путину приходит премьер-министр Японии. Что у него за значки на лацкане? Потом, на сессии, будет хорошо видно: бордовая виньетка — члена парламента, голубая ленточка — знак кампании солидарности с теми японцами, кого похитила та самая Северная Корея.
Когда Синдзо Абэ рассказывает Владимиру Путину, сколько таких японцев до сих пор содержатся в КНДР, президент России заметно огорчается, при том что, конечно, в отношении КНДР есть и один общий вопрос.
"Я безо всякого скепсиса сказал о действиях президента Трампа, безо всякой иронии. Я действительно считаю, что это новаторский подход и он проявил мужество, политическую смелость. Если Северная Корея что-то делает на пути денуклеаризации, она ожидает в ответ каких-то встречных шагов, а не просто бесконечных требований полного разоружения до решения вопроса о том, а как же будет обеспечена ее безопасность. Вот и все. Это же элементарная формальная логика", — отметил глава российского государства.
- Уже была "шестерка" по Ирану, и мы знаем позицию президента Трампа по этой теме. В том, что он встретился с Ким Чен Ыном, нет опасности, что если американцы возьмут на себя переговоры с Северной Кореей, то все может закончиться примерно так же, как с Ираном: договаривались все, а потом случился коллапс договоренностей?
- Дело в том, что договаривались-то по Ирану в основном тоже американцы и иранцы. Мы только сопровождали, если по-честному раскрыть "кухню", поддерживали этот процесс. В основе-то — их договоренности. Поэтому, конечно, такие опасности всегда подстерегают нас, но это не значит, что не нужно ничего делать, что не нужно идти вперед, — подчеркнул Владимир Путин.
Когда до сессии в комнату за сценой приходит председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, то интереснее всего посмотреть, как он здоровается с японским премьером. Во Владивостоке они провели двустороннюю встречу. Между тем китайский премьер недавно впервые за 7 лет посетил Токио. В России китайцы бывают постоянно, но наше интервью было уже четыре год назад. Однако председатель Си его сразу вспоминил.
Нашу шутку про то, что для китайцев все европейцы на одно лицо, подхватило китайское государственное телевидение, которому мы пересказали эту сценку. Что же касается того, что за сценой было дальше, то надо было, конечно, зарезервировать право задать побольше вопросов по ходу самой сессии. На ней Си Цзиньпин рассказал историю про этого молодого китайца, послание которого о желании учиться в России нашли в океане закупоренным в бутылке. И теперь он учится в нашей стране.
- Уважаемый председатель Си, может быть, я слишком много на себя беру, но помню наше с вами интервью в Сочи во время Олимпиады, когда вы позволили мне задать вам один личный вопрос по поводу того, что вы читаете. Ваша очень трогательная история о записке в бутылке не могла не вызвать у меня другой образ. Мне кажется, это первый эпизод, когда рядом с вами сидит журналист после недавнего, очень памятного для нас полета на китайском самолете Ким Чен Ына в Сингапур. Вы ему там никакую записочку не оставляли на борту?
- Я считаю хорошим делом, что прошел саммит в Сингапуре. Думаю, что все мы согласны, одобряем такой саммит, встречу лидеров США и КНДР. Без мира, без стабильности не может быть развития и процветания, — уверен Си Цзиньпин.
Еще раньше в комнату за сценой пришел президент Монголии. Мы с ним встретились и обсудили повестку еще накануне. Я улавливаю в вашей монгольской речи знакомые слова.
Тем временем за сценой премьер Абэ не скупился на комплименты: рассказывал, как ходил во Владивостоке в ресторан.
Почти все лидеры говорили о том, что надо думать о расчетах в национальных валютах. Правда, уже после окончания сессии Синдзо Абэ объяснял, что многое зависит от цен на энергоносители и Америки.
На сессии был и совсем другой российско-японский поворот.
- Владимир Владимирович, я сейчас, наверное, скажу самую страшную фразу в моей жизни: я решил поставить себя на ваше место. И подумал. 1956 год, Московская декларация, проявление доброй воли, упоминание двух островов. Выход, возможно, на Мирный договор. Но после этого достаточно стремительно стала меняться ситуация не в сторону доброй воли. В частности, совершенно очевидная вещь — это размещение американских войск на японских островах, в том числе наступательных элементов американских Вооруженных сил. Вы в ходе ваших переговоров затрагивали тему Южных Курил? Они являются ключевыми островами в плане выхода в Тихий океан. А вдруг и там возникнут американские войска. Это является темой переговоров или нет?
- Прежде всего хочу сказать, что Синдзо прав. И он, и я хотим выйти на заключение мирного договора. Вопросы безопасности имеют большое значение. И мы их все обсуждаем, в том числе и с тех позиций, о которых вы сказали. У нас, естественно, не могут не беспокоить многие аспекты военного сотрудничества в регионе, в том числе продвижение американских систем противоракетной обороны. Все это является предметом наших переговоров. Я не буду вдаваться в детали. Хотел бы оттолкнуться от того, что сказал Синдзо. 70 лет мы ведем переговоры. Синдзо сказал: давайте, поменяем подходы. Давайте. Так вот какая идея мне пришла в голову. Давайте заключим мирный договор — не сейчас, но до конца года — безо всяких предварительных условий, — заявил Владимир Путин.
Что говорят те, у кого с Японией разговоры тоже не только о мире, но и землях?
"Лидер Китая Дэн Сяопин сказал когда-то следующее: если у этого поколения нет мудрости решить этот вопрос, то этот вопрос должны решить следующие поколения", — отметил южнокорейский политик Ли Нак Ён.
"Нам нужно извлечь урок из истории. Я искренне желаю тем странам, которые столкнулись с этими проблемами, чтобы они надлежащим образом их урегулировали", — считает Си Цзиньпин.
Наверное, самым счастливым в этой компании был президент Монголии Халтмаагийн Баттулга. Навечно в истории Монголии — Ялтинская конференция, на которой Советский Союз поставил вопрос о том, чтобы и другие великие державы признали независимость и территориальную целостность тогда еще Монгольской народной Республики.
- Как вы думаете, на фоне наличия такого количества территориальных вопросов возможно ли сотрудничество между нашими такими разными странами?
- Я бы хотел, чтобы главы государства смотрели на это, как вы. Есть проблемы между Японией, Кореей, между Кореей и Китаем, между Северной и Южной Кореей, — сказал Халтмаагийн Баттулга.
- У нас, кстати, проблемы нет. Это у японцев к нам вопросы.
"У нас с Китайской Народной Республикой были территориальные споры. Мы вели переговоры по этому вопросу 40 лет и все-таки нашли приемлемые компромиссы, и эти проблемы закрыли полностью. Более того, могу вам сказать, что сейчас наш бизнес и представители бизнеса Китая выходят даже с предложениями о совместном использовании этих островов, причем в полном объеме", — рассказал Владимир Путин.
- Острова около Хабаровска?
- Да, предлагают там просто активизировать деятельность. И инфраструктурную, и даже туристическую.
Японский премьер после сессии был явно доволен. Именно Страну восходящего солнца своим "третьим соседом" сейчас все чаще называет Монголия. Да и форсированное сближение с Россией дает свои плоды: именно во Владивостоке Япония провела нынешние переговоры с Китаем, да и с самой Россией у японцев сейчас ренессанс. Есть в какое будущее смотреть!