Откуда взять деньги на антикризисный план? Каково состояние дел в экономике? Об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал министр финансов Антон Силуанов.
- Антон Германович, как вы считаете, что сейчас происходит в нашей экономике? Многие чиновники, в том числе и от экономического блока, заявляют, что пик кризиса пройден. Некоторые экономисты, наоборот, говорят, что у нас сейчас стагфляция, затяжная стагнация и впереди еще тяжелые времена.
- Наша экономика в целом адаптировалась к новым условиям, произошли структурные изменения. Буквально пару лет назад у нас доминировали экспортно-ориентированные сырьевые отрасли, сейчас – наоборот, отрасли, которые производят продукцию с большим уровнем добавленной стоимости. Именно эти сектора и стали превалировать. И прибыль предприятий по итогам прошлого года выросла больше чем на 20%. Такого не было в последние годы. Это, кстати, сказалось и на поступлениях в бюджет. К концу года, по нашим оценкам, экономика выйдет на положительные темпы роста. Однако бюджету еще предстоит это сделать. Без подстройки бюджета под новые реалии мы не сможем выйти на тот уровень инвестиционного экономического развития, о котором мы сейчас все говорим. Некоторые говорят: давайте просто больше, не смотрите вы на дефицит бюджета, давайте больше расходов на инвестиции, на инфраструктуру в бюджет заложим и раскрутим таким образом экономику. А что дальше? Разогнав дефицит бюджета, мы столкнемся со всеми проблемами, о которых говорим. И в перспективе это не может являться такой политикой.
- Если говорить о важных цифрах для бюджета сегодня, то это нефть и рубль. Какой должна быть цена нефти, чтобы бюджет был сбалансированным?
- Цену на нефть мы планируем, исходя из 40 долларов за баррель. На три года вперед.
- А рубль?
- Исходя из этого, мы считаем и рубль. То равновесие, которое сложилось, не будет серьезно изменяться в условиях тех ориентировок цен на нефть, которые мы прогнозируем.
- Еще один глобальный фактор, который влияет на экономику, — западный, фактор санкций. Насколько велико, на ваш взгляд, влияние Запада на нашу экономику?
- Американцы говорили, что в условиях санкций нашу экономику "разорвет". Сейчас таких изречений уже нет. Потому что они видят, что инфляция стабилизировалась, золотовалютные резервы растут, отток капитала резко сократился. И поэтому очевидно, что те эффекты, которых наши "коллеги" за рубежом ожидали достичь от введения санкций, не сработали. Они сработали, в первую очередь, наверное, на то, что западные предприниматели потеряли часть своих доходов от неинвестирования в Россию. Инвестиции в Россию всегда были доходные и надежные.
- Уже есть понимание, за счет каких средств будет дофинансироваться антикризисный план? Очень много пишут в СМИ, что не хватает порядка 100 миллиардов рублей. Это так?
- На первоочередную часть средства есть. Для второй части мы рассчитывали на получение дополнительных доходов. Если дополнительные доходы будут видны по итогам первого полугодия, конечно, мы сможем рассмотреть возможности расширения мер антикризисной поддержки для отдельных категорий расходов.
- О какой сумме идет речь?
- Более 100 миллиардов рублей.
- Хотелось бы подробно остановиться на нашем бюджете, на его сбалансированности. Удастся ли уложиться в 3% от ВВП?
- Да, это непростая задача. Мы приняли решение об увеличении дивидендов с наших госкомпаний с 25 до 50%. Это серьезное решение. С точки зрения доходов, мы вместе с Росалкогольрегулированием занимаемся улучшением сбора акцизов на алкоголь. Последние два года процветала нелегальная продажа без акцизных марок, в черную. Даже заводы в черную производили алкогольную продукцию. С начала года динамика акцизов не только не сократилась — наоборот, выросла.
- А по итогам года сколько рассчитываете получить в бюджет?
- Рассчитываем, что прирост доходов составит не менее 10%.