Жарких дебатов не получилось. В Великобритании прошли публичные дискуссии за и против выхода из Евросоюза. Встречаться с соперником — лидером Партии независимости Найджелом Фараджем — премьер Дэвид Кэмерон отказался. В студию приходили по очереди, так что дуэль, если и состоялась, то только заочная. Какие вопросы политиков застали врасплох, а кто подставил себе подножку сам?
Чем бы ни закончились нынешние дебаты, для Найджела Фараджа это был звездный час. На критике Евросоюза он уже сделал себе имя. Но о том, чтобы делить прямой телеэфир с премьер-министром, этот политик еще недавно мог только мечтать.
"Я считаю, что еврозона — это катастрофа! Посмотрите, что они сделали с Грецией и средиземноморскими странами! Кризис с мигрантами — не просто раскол Евросоюза. Деление сейчас идет внутри государств — там появятся политики нового толка. Готовят нам сюрприз на следующий день после референдума — объявят о создании европейской армии и своем увеличивающемся бюджете. Проект не работает!" — заявляет Фарадж.
Впрочем, формат дебатов предусматривал, что оппоненты выступают друг от друга отдельно. "Конечно, мы выживем за пределами Евросоюза! Но я думаю, что вопрос в том, как мы собираемся развиваться, жить лучше, создавать возможности, рабочие места и давать шанс нашим детям и внукам! Для меня — вопрос в этом", — парирует Дэвид Кэмерон.
"Это референдум, который дает нам возможность стать независимой нацией. Это значит, что мы будем принимать свои законы в нашем собственном парламенте. У наших судов опять будет главная роль, и мы будем вести дела по своему разумению", — убеждает Фарадж.
В отличие от тех, кто агитирует за выход, защитники Евросоюза во главе с Кэмероном пока менее эффективны. Опросы показывают, что за последние недели желающих распрощаться с единой Европой в Великобритании стало заметно больше. Стратегия Кэмерона — запугать британцев тяжелыми экономическими последствиями выхода.
"Сейчас невероятный консенсус: девять из десяти экономистов, банк Англии, Международный валютный фонд — все говорят, что, по их оценкам, мы пострадаем. Это будет удар по экономике и рабочим местам!" — говорит премьер.
Фарадж, безусловно, не такой сильный оппонент, как реальный соперник Кэмерона — бывший мэр Лондона Борис Джонсон. С ним премьер-министр в теледебаты пока решил не вступать.
"На прошлой неделе Вы сказали, что если мы выйдем из Евросоюза, то поставим на кон будущее наших детей. А я думаю, наоборот — Вы убеждаете нас остаться, и тем самым уже поставили наше будущее на кон", — говорит один из зрителей.
Для Кэмерона на кону — пост премьера, хотя он сам предложил этот референдум: сначала — как предвыборный трюк, затем — чтобы выбивать из Евросоюза некие привилегии. Но в результате предстоящий плебисцит в Великобритании сейчас используют все, кто недоволен правительством и лично главой кабинета.
Осознанно или нет здесь открыли этот ящик Пандоры — теперь уже вопрос вторичный. Главное, что за две недели до голосования практически невозможно предугадать, каким будет его результат.