"Не сердитесь, пожалуйста, на меня. Я хочу вас всех поздравить с наступающим Новым годом", — так президент закончил пресс-конференцию. И слова были ожидаемы. Тысяча шестьсот сорок аккредитованных. Пятьдесят пять задавших вопросы. Больше было физически невозможно. Какие темы запомнились? Чем нынешний разговор отличался от предыдущих?
Когда шанс задать вопрос есть у каждого — тут уже все зависит только от твоей скорости, дерзости и прыткости. Кто первым вбежит в зал, тот и займет место в первых рядах. Так что уже за три часа до начала пресс-конференции Путина все подступы к залу были заняты журналистами.
— Назад пути уже нет, пять шагов назад уже не сделать!
— Теплая атмосфера журналистов, горячая!
Эти усилия того стоили. Вот, уже по окончании, журналистка "Эха Москвы" Татьяна Фельгенгауэр с кем-то делится: рада, что задала вопрос! Но затем началось то, что среди журналистов называется "игрой на камеру".
— Я рада, что я задала вопрос, для меня это очень важно!
— Татьяна, мы рады видеть Вас.
— А, да, спасибо большое! Вот телеканал "Россия" — не уверена, как вы потом это всё используете, в каких роликах.
В очень похожем ярко-красном платье пришла Ксения Собчак, и говорила десяткам камер и до своего вопроса, и после него, что обделена вниманием СМИ.
— Все кандидаты имеют совершенно неравный допуск к медиа.
— Вы уже в нескольких ток-шоу поучаствовали, я видел.
— В нескольких — а посмотрите, в скольких участвует Владимир Путин!
— Ток-шоу?
— Дмитрий Медведев.
— Ток-шоу?
— На телевидении федеральном, на котором вы работаете.
— Он президент, он исполняет обязанности, а Вы кто?
— И поэтому Вы считаете, что он не должен отчитываться перед народом, он не должен дебатировать?
— Он не отчитывается перед народом?
— Нет, он не отчитывается!
"Я впечатлён тем, насколько разные были вопросы — от Северной Кореи до цен на рыбу! Я впервые здесь и впечатлён тем, как президент проводит такую пресс-конференцию!" — говорит журналист ABC News Терри Моран.
"Ваш президент — оратор опытный, поэтому ему можно задавать любые вопросы", — говорит журналист украинского агентства УНИАН Роман Цимбалюк.
— Мы когда вернемся к ситуации, что и российские журналисты смогут задавать вопросы украинскому президенту?
— Скорее всего, когда украинские солдаты на танках приедут в Краснодар и подымут украинские флаги.
Провокационность на грани фола — это, безусловно, часть профессии журналиста. Теперь на вооружение такие способы взяли и директора рыбзаводов.
"Впервые, по-моему, за всю историю всех пресс-конференций человек признался в том, что он не является журналистом, и более того — сказал в глаза президенту, что он его обманул. Что, конечно, с восторгом тут же было поддержано другими журналистами, одна из которых сказала: а тут сегодня все Вас обманывают. Этим пресс-конференция, пожалуй, тоже отличалась от других. На ней все Владимира Владимировича Путина обманывали, а он — как обычно, никого", — говорит специальный корреспондент ИД ''Коммерсантъ'' Андрей Колесников.
Некоторый подвох в переодеваниях журналистов, в их формулировках действительно был.
— Вы Дед Мороз?
— Да!
— Вы журналист — Дед Мороз?
— Ну, я прежде всего журналист, а потом уже Дед Мороз!
— Качество предоставляемых духовных услуг?!
— Духовных услуг!
Впрочем, сегодня просто выкрики почти не срабатывали. Президент целенаправленно выбирал тех, кто явно готовился задать наиболее острые вопросы. Широко представлены американские СМИ.
— У Вас была возможность задать вопрос Путину, Вам понравился его ответ?
"Конечно, понравился, но, к сожалению, я не могу высказывать какое-либо мнение", — говорит журналист Associated Press Кэтрин де Пюри.
"Я не ожидал, конечно, от него, что он скажет: сегодня я отправлю правительство в отставку или я назначу другого премьера — это было бы страшно. Но я понял из его ответа, что он доволен работой правительства", — говорит обозреватель телеканала НТВ Владимир Кондратьев.
"Совершенно четкая была направленность — ему нужно было знать регионы. И регионы он сам вытаскивал, по проблемам, объединял их, всё!" — говорит первый заместитель генерального директора агентства "Интерфакс" Вячеслав Терехов.
Большая встреча президента Путина с журналистами была первой встречей с журналистами потенциального кандидата Путина. И потому все прозвучавшее здесь газеты и телеканалы еще, конечно, детально проанализируют.