Произнесите имя Мальтус, и вы услышите в свой адрес гневные слова. Журналистская элита продолжает называть ошибочной опубликованную в 1798 г. английским священником, ученым, демографом и экономистом Томасом Робертом Мальтусом теорию о народонаселении.
Теория Мальтуса (гласящая, что численность людей увеличивается в геометрической, а средства для существования в арифметической прогрессии) никогда не воплотилась в жизнь из-за человеческой изобретательности в экспоненциальном увеличении запасов продовольствия. Однако Мальтус помог ввести тему экосистем в современную политическую философию и тем самым обогатил ее.
Он рассматривал человека как биологический вид, подверженный влиянию природных условий и плотности, в которых мы обитаем на Земле. Он спрогнозировал политические последствия таких вещей, как болезни и голод, а также низкий уровень жизни городской бедноты. Возможно, в этом причина, по которой теорию Мальтуса называют ошибочной, потому что где-то на базовом уровне мы понимаем, что он прав.
Говорить, что мир перенаселен — опасное ценностное суждение, поскольку люди должны сами решать, заводить им детей или нет. Однако перенаселенный мир будет иметь иную и потенциально опасную геополитическую динамику, пишет в The National Interest управляющий директор Eurasia Group Роберт Каплан.
Без всякого сомнения, человеческая изобретательность может в принципе решить любую ресурсную проблему, хотя часто не вовремя, чтобы предотвратить масштабные политические потрясения. История Земли и человека никогда не протекает гладко. Так, нехватка воды и опустынивание — косвенные причины Арабской весны и войны в Йемене.
В то время как в относительном выражении рост численности населения замедляется, что ведет к старению планеты, в абсолютном выражении количество людей продолжает увеличиваться, в первую очередь среди молодых мужчин в самых нестабильных странах, что ведет к политическим потрясениям. Хотя Мальтус, как известно, в определенном смысле ошибался, его способность точно увидеть механизмы роста численности населения и дефицит ресурсов помогают понять нынешнюю эпоху.
Китайский коронавирус, ставший самым значительным геополитическим событием со времен Великой рецессии 2008-09 гг., угрожает репутации и, возможно, в конечном итоге выживаемости некоторых режимов. С ростом населения планеты с 7,7 млрд до почти 11 млрд человек к 2100 г., с увеличением контакта людей с дикой природой в развивающихся странах, а также с ростом межконтинентальных пассажирских авиаперевозок, пандемии станут естественной вещью неомальтузианского мира.
Сверхмощные штормы, землетрясения, засухи, наводнения и лесные пожары — обычные явления в истории Земли. Однако никогда прежде они не происходили в густонаселенных агломерациях и экологически уязвимых местах, где люди, возможно, никогда не должны были жить в таких больших количествах. Поскольку с 1900 г. численность населения планеты возросла в пять раз, даже нормальные климатические и сейсмические изменения – не говоря уже об изменении климата – приведут к еще большим человеческим жертвам и более масштабным материальным разрушениям по мере увеличения численности почти до 11 млрд человек.
Социальные сети не имеют прямого отношения к росту численности населения и урбанизации, но они усиливают их воздействие, стимулируя психологию толпы. Чем более городскими, более утонченными и сложными мы становимся, тем больше наш конформизм и стадный инстинкт, причем во всем, от моды до политики, хотя все заявляют обратное.
Больше людей — больше необходимость в дополнительной энергии. На протяжении значительной части современной истории, вплоть до настоящего времени, это означало, что углеводороды загрязняют и нагревают атмосферу. Это в свою очередь привело к политическому давлению в пользу более чистой энергии. Газовая революция — мост к более чистому будущему. Хотя, возможно, это позитивное событие, также косвенно связано с ростом численности населения, поскольку гонка за технологическими инновациями должна опережать растущий спрос на них.
Тем не менее взаимодействия людей планеты будут усиливаться, во многом из-за общих неомальтузианских проблем, с которыми мы продолжаем сталкиваться. Таким образом, точно так же, как будет существовать бесконечный конфликт, будет усиливаться сознание того, что мы принадлежим к одному виду.
Мы сможем доказать Мальтусу, что он ошибался, только после решения проблем, о которых он нас предупреждал. На данный момент маска на лице человечества закрывает нос и рот.