Ликвидировать третью смену в школах, максимально снизить бюрократическую нагрузку на учителей и создать общегосударственную систему их профессионального роста. Такие задачи Владимир Путин поставил на заседании Госсовета, посвященного проблемам общего образования в России. Президент также посоветовал отечественному бизнесу уделять школам побольше внимания.
Никаких минусов — только плюсы: зарплата учителей не должна пострадать ни при каких экономических обстоятельствах. Заседание Госсовета президент начинает с ключевого звена в системе образования. "Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы, — говорит Владимир Путин. — А для этого мы обязаны обеспечить им соответствующий уровень подготовки в школах. Вот для того чтобы это произошло, нужно не снижать внимание к учителям. И теперь вот эта, вот этот уровень средний по экономике заработной платы для учителей стало положением закона. Его нужно выполнять, несмотря ни на какие даже объективные трудности".
Принципы оплаты труда уже изменены, утвержден профессиональный стандарт педагога, который введут в школах с 2017-го. Сегодня требования к педагогам постоянно возрастают: им нужно не только учить, но и учиться самим — это залог успешного развития всей сферы образования. Президент предлагает создать общенациональную систему профессионального роста учителей. Это передовые практики обучения в лучших вузах, эффективный механизм поощрения и четкие критерии оценки — с учетом мнения не только чиновников, но и коллег и даже выпускников.
"Сейчас учителям присваиваются звания, категории, и за это предусмотрены денежные надбавки, — продолжает президент. — Но по факту эта система в значительной степени потеряла свою стимулирующую роль. Человек добился определенных успехов, вышел на новый профессиональный уровень и остановился, а положенную надбавку воспринимает просто как часть заработной платы. Право на дополнительное вознаграждение, свой профессиональный статус необходимо периодически подтверждать".
Просторные кабинеты для учебы, игровые комнаты для перемен. А они большие: в Белгородском районе сразу 4 школы-новостройки. При этом в регионах много зданий с износом выше 50 процентов, кое-где до сих пор учатся в две-три смены — эти задачи решит программа модернизации школ. "В следующем году из федерального бюджета выделяется 50 миллиардов рублей на строительство, ремонт и реконструкцию школ, — сообщает Владимир Путин. — Это, кстати, говоря, не значит, что эти средства должны замещать региональные деньги. Ни в коем случае. В регионах как предусматривались средства на развитие школ и школьного дела, так они там и должны остаться".
"У нас до 2025 года нужно ввести в строй школы мощностью 7,5 миллионов мест, это огромнейшая работа, — добавляет премьер Дмитрий Медведев. — Программа, которая начинает действовать, касается и ремонта, и модернизации, в тех случаях, когда важнее отремонтировать школу, особенно когда речь идет об отдаленных, малокомплектных школах, планировать финансирование именно на эти цели".
"Это ремонт, это возврат тех школьных зданий, которые в 90-е годы-в начале 2000-х были переданы системой образования куда-то еще, — уточняет министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. — Но мы уже, начиная со следующего года, будем строить в каждом субъекте Российской Федерации новые самые современные школьные здания".
Электронные доски, виртуальные лаборатории, Интернет есть во всех школах — проект "Российская электронная школа" включает еще и дистанционное обучение. Но Людмила Вербицкая — президент Российской академии образования давний и известный борец за чистоту и сохранение русского языка — напоминает: читать нужно не только с экрана.
Учителя наоборот перегружены бумажной работой — вот простая математика от руководителя "Справедливой России" Сергея Миронова: "Классных руководителей обязали регулярно отмечать по каждому ребенку активность по 8 позициям, на заполнение отчетов — хотя бы 10 секунд, 5 часов сидит и строчит в двойном экземпляре".
"Учитель заполняет сначала рукописный журнал, потом он должен привести в соответствии с этим электронный журнал, — продолжает победитель конкурса "Учитель года-2015", учитель истории и обществознания гимназии №1 Самары Сергей Кочережко. — Вопрос: вот я могу тратить время на это, а могу тратить время на главное и на то, на что я хочу тратить время, — на подготовку уроков и на работу с детьми?".
Владимир Жириновский даже вспомнил, как кормят в школьных столовых, а Геннадий Зюганов предложил наладить систему профориентации. "Прежде всего, ребенок должен научиться многое делать руками, а не только тыкать в электронные компьютеры", — считает он.
Спортивные секции и творческие студии в большинстве школ предлагается создать в ближайшие два года. "Вот к этой теме так же, как и к теме здравоохранения, мы должны возвращаться постоянно, — резюмирует президент. — Она не должна никогда уходить у нас на второй план. Вот, знаете, так как со скорой помощью, провели в свое время мероприятие. Деньги с федерального бюджета качнули, обновили парк, обновили оборудования в надежде на то, что затем в рабочем режиме ритмично будем поддерживать соответствующий уровень и идти дальше. А потом раз, раз, раз и все сползло. Ни в здравоохранении, ни в образовании ничего подобного допускать нельзя".
Изменения в образовании — задача, конечно, комплексная: нужно учитывать и уроки нацпроекта, и опыт регионов — чтобы все прошло на "отлично".