Акционерный банк "Россия" объявил о результатах деятельности за три квартала этого года. Именно этот банк первым попал в санкционные списки США. Из опубликованного отчета следует, что после введения санкций основные показатели банка не только не сократились, но и значительно выросли. Рост активов, например, по сравнению досанкционным периодом вырос на 14%, а рост капитала — на 21%. И все равно санкции — злобная глупость.
"Приятно зайти в магазин", — пишут немецкие газеты. Хороший урожай на фоне санкций покупателям в радость, но фермерам — разорение. Перепроизводство — и вот тебе торговля по себестоимости и ниже — проще оставить на дереве и в поле, чем собирать. По информации статистического ведомства Германии, цены на фрукты и овощи осенью обвалились на 30-45%.
Из аграрного фонда Еврокомиссии, где изначально было 400 миллионов евро, 280 уже улетучились на поддержку фермеров, хотя, учитывая потерю российских миллиардов, это все равно что мертвому припарка. А дальше — либо массовый невозврат кредитов, разорение и пустующие земли, либо по-настоящему мощная накачка отрасли деньгами. И то, и другое неизбежно ударит уже и по тем, кто, живя в городе, радуется продуктовой дешевизне.
Впрочем, кажется, все будет еще хуже. В Европе в ожидании отчетности по третьему кварталу, которая появится в конце октября, нарастает паника — немецкая машина, которая все последние годы вытягивала Европу из рецессии, буксует и скатывается в ту же яму.
"Подъема немецкой экономики больше нет. Во втором квартале этого года она сократилась. Экономические индикаторы указывают на тот факт, что в третьем квартале ФРГ, возможно, столкнется со стагнацией либо с отрицательным ростом, что технически можно назвать рецессией", — отметил Фолькер Трайер, глава Торгово-промышленных палат Германии.
Падение производства, по последним цифрам из Министерства экономики ФРГ, — до 6%. "Потребители обеспокоены международными конфликтами, в результате чего у них пропадает желание что-либо покупать", — предполагает Spiegel. Как результат — снижение цен уже и на промышленные товары. В Германии, например, наряду с продуктами в этом году заметно подешевела бытовая техника. Потребитель, конечно, обеспокоен конфликтами, но еще он надеется сэкономить.
"Если ваши ботинки пришли в негодность, то вы сразу купите новые. Однако есть те покупки, которые вы можете отсрочить: холодильник, кухня, машина, отдых. Вы откладываете покупку и надеетесь, что цены упадут еще больше. Это приводит к потребительской сдержанности и проблемам предприятий при сбыте своей продукции, которые начинают сокращать объемы производства, что ведет к потере рабочих мест и уменьшению заработной платы", — пояснила Мартина Метцгер, профессор Берлинской высшей школы экономики и права.
Тот же товар за меньшее количество евро означает меньше денег в экономике, ниже собираемость налогов. На горизонте маячит дефляция со своей подружкой безработицей. А сокращение экспорта уже тут, причем в значительной степени из-за санкций.
Есть в Германии известный на российском рынке производитель бензопил. В этих бензопилах присутствует одна деталь — маленький масляный насос, и его якобы можно использовать в нефтедобыче. Эмбарго. Оно бьет и по производителю бензопил, и по фирме, делающей для него насосы. Но кто будет портить дорогую вещь, выковыривая из них одну единственную деталь, ведь не настолько же она уникальна? Чистый саботаж, однако именно так мыслит и работает бюрократия, лишая экономистов остатков оптимизма.
Головной боли Германии, выполняющий в еврозоне роль блюстителя финансовой дисциплины, добавили французы. Правительство Олланда объявило о планах сокращения государственных расходов только на 21 миллиард евро, а надо на 30. В Милане Меркель убеждала коллег, что нельзя надеяться на рост, плодя долги. В ответ услышала что-то вроде лозунга с митинга социалистов.
Но тут уж надо от чего-то отказываться: либо от популизма (что в ситуации, например, Олланда вряд ли возможно), либо от санкций — в этом случае не придется объяснять населению, почему оно расплачивается кризисом в том числе и за непонятную Украину. Хотя на самом деле — за США. Откроешь новости экономики — сразу видно.
"Разрыв между двумя крупными экономическими пространствами западного мира резко увеличивается. В США все кипит. Согласно прогнозам МВФ, рост ВВП страны в этом году составит 2,2%, а в 2015 — больше 3%. Столь низкого уровня безработицы в США не было уже 6 лет. Крупные американские концерны обогнали европейских конкурентов по обороту и прибыли. В то время как доходы 300 крупнейших европейских фирм стагнируют, общая выручка американских концернов выросла на 5%", — пишет Spiegel.
17 триллионов долларов государственного долга. Для Соединенных Штатов избежание дефолта, разрушительного в первую очередь для них, а уж потом для глобальной экономики, — уже давно не стратегическая задача, а повседневная рутина и перманентное раздувание штормов где-нибудь в другом полушарии. Опробованный способ обеспечивать внутренний рост за счет притока инвестиций в свою спокойную гавань. И как раз сейчас США и занимаются осуществлением очередной такой операции.
По оценкам экспертов Goldman Sachs и Deutsche Bank, отток капитала, который ожидает Европу в ближайшие два года, будет беспрецедентным в мировой финансовой истории. Единственный продовольственный товар, цена на который для европейцев стабильно повышается в течение всего года, — это булочки Виктории Нуланд.