В Стамбул прилетел президент России Владимир Путин. На переговоры с премьером Турции, а также на заседание Совета сотрудничества высшего уровня.
Отношения между Россией и Турцией сейчас, мягко говоря, неровные. Интрига, конечно, есть, учитывая представительность встречи. Впрочем, что касается текущих отношений – это, скорее, вопрос к дипломатам.
Большой дружбы между странами, по сути, не было никогда. Вспомнить хотя бы историю: 13 русско-турецких войн, 8 из которых были, в целом, успешны для России. Безусловно, на фоне обострения ситуации вокруг Сирии Стамбул осенью занял жесткую позицию.
Министр иностранных дел Турции потребовал "оказать давление на тех, кто поддерживает Сирию, и изолировать их". Соответственно, в Москве высказывание не осталось незамеченным. Но все же, учитывая, что крайне представительная делегация из России приезжает в Турцию в столь непростой период, вряд ли стоит говорить о серьезном конфликте между странами, тем более что большая часть вопросов в повестке лежит не в политическом, а экономическом поле.
Россия сейчас – второй после Германии основной торговый партнер Турции. Для нас Стамбул – на седьмом месте. За 9 месяцев нынешнего года страны наторговали на 25,5 миллиарда долларов. И задача стоит – довести товарооборот до 100.
Россияне только за полгода вложили в Турцию более миллиарда с третью долларов в виде прямых инвестиций, не говоря уже о туризме (там объемы тоже немаленькие). Так что, если сухим протокольным языком, сегодня в Турции планируется подписать ФОН "среднесрочную программу торгово-экономического и научно-технического сотрудничества до 2015 года".
Если это все перевести на обычный русский, речь о конкретных проектах. "Яндекс" уже завоевывает берег турецкий. И тут вопрос очень любопытный. По поиску "Яндексу" своих амбициозных целей достичь не удалось. Зато стремительно набирают обороты его сервисы. В лидерах, конечно же, — "Яндекс. Карты". Это приложение компания запустила еще прошлой осенью, увидев, что Google на этом поле играет, мягко говоря, никак.
"Яндексу" в итоге удалось привлечь турок возможностью оперативно мониторить ситуацию на дорогах в самых крупных городах страны – Анкаре и Стамбуле. Ну и компания покорила местное население местными же красотами: мобильная версия приложения позволяет увидеть живописные снимки, сделанные с катера, который проплывает мимо Стамбула по заливу Босфор. А также панорамные фотографии крупнейшего города страны.
Секрет успеха прост: "Яндекс" одним из первых среди поисковиков догадался запустить в стране картографический сервис. И одновременно открыл в стране отдельный офис для его развития. Кстати, вскоре компания порадует турок новым популярным сервисом – в страну приедет "Яндекс.Такси".
В общем, планы иначе как амбициозными не назовешь. "Яндекс" собирается занять на турецком рынке долю в 20-30%. Кстати, в ноябре уже появилась локализированная версия браузера.
Турции стоит активнее учить русский, тем более что наступление идет по всем фронтам. Вот не так давно Сбербанк купил Denizbank. Собственно, что он с ним будет делать? Превратит его в платформу для работы российских компаний в Турции. Это самое крупное зарубежное приобретение Сбербанка за всю его историю. Вместе с доплатой, которую он произведет в конце года, сумма составит аж 3 миллиарда евро. Но приобретение это выгодное. В этом году Сбербанк ожидает от Denizbank прибыли в 400 миллионов долларов, в следующем — 600 миллионов. Сделка позволит банку уже в этом году увеличить долю чистой прибыли от международных операций до 7% с нынешних двух, что очень хорошо для банка.
Есть и хорошая новость для российских туристов: сейчас Сбербанк создает единую платформу, которая позволит нашим гражданам в Турции снимать деньги с карт банка без комиссии в сети банкоматов.
Еще один совсем новый проект: вчера в Турции, под Стамбулом, начали собирать "ГАЗели". Это совместное российско-турецкое предприятие. Объем инвестиций пока мы знаем только со стороны Турции – 15 миллионов евро. Русские партнеры еще свой вклад не озвучили. До конца года с конвейера должны выйти 300 автомобилей. После планируется производить более 3,5 тысячи машин в год. Стоить "ГАЗель" будет около 20 тысяч долларов в год, что процентов на 15-20% ниже, чем у конкурентов.
Собралась на турецкий рынок и "Татнефть". Правда, не в качестве сырьевого партнера. Компания из Татарстана будет поставлять свои шины ведущим предприятиям Турции. Безусловно, это все проекты – что ягодка на торте экономической дружбы наших стран. В Турции работают крупнейшие российские компании – "ЛУКойл", "Мечел", ММК, "Газпром", и они в свою очередь не скупятся на щедрые приобретения. У многих в стране давно уже работают "дочки" — дочерние компании.