"Причесанный" Владивосток: любовь с первого взгляда


ТАСС

Приведенный в порядок Владивосток — это не только про аббревиатуры АТЭС, R&D, M&A, ВТО. Это и про Россию как место, где приятно бывать и хочется жить. Вот "Вести недели" и решили взглянуть на наконец-то "причесанный" Владивосток.

Не менее важной в международных делах становится сейчас не сила оружия, а так называемая "мягкая" сила идей, традиций и вообще убеждения. Вот на этом направлении, скажем прямо, Россия проигрывает. Ровно об этом шла речь на прошедшей неделе на первом сборе с участием премьер-министра Дмитрия Медведева обновленного агентства "Россотрудничество" при МИДе, которое теперь возглавил Контантин Косачев, в недавнем прошлом главный международник в Госдуме. Планета буквально усыпана сетью представительств: Альянс Франсез, немецкий Институт Гете, Британский совет, китайский Институт Конфуция и так далее. А где же на этом поле Россия, если не считать остаточного влияния гаагских казаков и обломков советского ССОДа (Союза советских обществ дружбы)? Есть над чем подумать.

Очень часто, если какие грани российского взгляда на мир и пропагандируются, то это не вполне то. Святые для русского сердца СНВ, ОСВ, ОДКБ, ДОВСЕ — это очень важно, но в обыденной жизни рядовому иностранцу (да и россиянину) важнее другое. Например, Лондон притягивает к себе и репутацией города, где представлена вся мировая кухня. Но в последние годы Москва — никак не меньшая кулинарная столица. Но кто про это знает? Более того, иные иностранцы думают, что у нас тут, как при коммунистах, очереди за колбасой. И ведь иные командировочные до сих пор везут с собой в Россию продукты.

В этом смысле приведенный в порядок Владивосток — это не только про аббревиатуры АТЭС, R&D, M&A, ВТО. Это и про Россию как место, где приятно бывать и хочется жить. Вот "Вести недели" и решили взглянуть на наконец-то "причесанный" Владивосток (который, честно скажем, в глазах столичных жителей к числу вожделенных городов до сих пор не относился) глазами успешной, молодой и современной женщины, про которую кто-то даже может сказать, что она — "столичная фифа".

9288 километров от Москвы — и вы снова на Ярославском вокзале. Ирония судьбы. Транзит начинается и заканчивается одним и тем же зданием — архитектор уменьшил подаренную Владивостоку копию, чтобы не обижать Москву. С безопасностью строже, чем в столице, — высокая технологичная будка-рентген. Все металлические предметы видны, а также каблуки и супинаторы. Каблуки во Владивостоке надевать на прогулку не страшно — тротуары в центре гладкие, и даже так знакомая москвичам плитка обуви не навредит.

Волонтеры и студенты вызвались показать обновленные городские места. Европейского вида улицу Адмирала Фокина все называют "Арбатом". Здесь есть специальный знак — АТЭС — который был нарисован для саммита. Начинающие дипломаты показали и как прямо на улице через Интернет оформить загранпаспорт, и как скачать карту города, сфотографировав на рекламном щите бар-код, и умчались на автобусах на остров Русский выполнять свой волонтерский долг.

Экскурсию по острову — а это площадка для саммита — проводит первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Три года он курировал большую русскую стройку и командирским голосом накидывает реализованный на острове Мирный, но звучащий, скорее, по-военному Генплан.

"Справа и слева от студенческого центра находятся учебные корпуса, спортивные, жилье для студентов, — рассказывает Шувалов. — Набережная была рассечена линией. Здесь сделали водопад. К следующему сезону пляж будет готов, чтобы студенты и преподаватели могли здесь отдыхать".

Водопад не только для красоты — эта часть системы очистки воды. Из моря она сначала проходит дренаж, а потом наполняет озеро и фонтаны.

- Вы думаете польются реки капитала?

- Не ожидаю пока никаких рек. Чтобы это были реки, нам придется еще очень много потрудиться. Здесь люди очень особенные живут. Они с характером. Здесь замес совсем другой, другие амбиции, возможности. Они больше смотрят на Восток. Мы должны все-таки со своим новым стандартом показать возможности развития в России — развитие бизнеса, развитие человека. Все-таки Россия не Китай и не Япония. Это определенный европейский контекст на Тихоокеанском побережье. И этим Россия здесь интересна. Она привносит часть Европы в Азию, — считает Шувалов.

Toyota и Mazda водопадом спускаются по сопке. Спрос на автомобили здесь взрывной. Приморье — один из семи регионов, где молниеносно закончились госномера. К 25-му региону пришлось добавить единичку, благо город, задыхавшийся от пробок, после того как возвели мосты, задышал.

"Не предприниматели, которые формируют Деловой консультативный совет и затем встречаются в рамках Делового саммита, выбрали повестку, которая практически повторяет повестку, предложенную Россией как экономикой, председательствующей в АТЭС-2012.

"Четыре основных вопроса: либерализация торговых отношений (как мы можем способствовать более свободному развитию внешней торговли, как снимать те барьеры, которые между нами существуют), обеспечение международной продовольственной безопасности (какой вклад может внести Россия и другие государства для того, чтобы обеспечить продовольственные рынки качественными продуктами питания, чтобы они были доступны по цене), создание транспортных логистических систем, чтобы компании, перемещаемые товары из Азиатского региона в Европу, могли пользоваться возможностями наших железнодорожных путей, нашими морскими гаванями, и каким образом мы можем содействовать инновационному развитию", — пояснил Шувалов.

Прогулка по городу. Заброшенную зону завода превратили в культурный кластер по примеру Антверпена или московской "Стрелки" на Красном октябре.

"Такой мост любви. В барах будут останавливаться, фотографироваться. Но помимо тех, кто просто вступает в брак, думаю, любые пары могут сюда прийти и зарядиться определенной энергией, может быть, поклясться друг другу в верности", — говорит Шувалов.

Анатолий — московский банковский служащий — влюбился с первого взгляда и в город, и в Анастасию, теперь свою жену. Они продолжат отмечать уже завтра в Москве. В какой из столиц будут жить — в западной или восточной — пока думают. Где будут учиться дети, почти не сомневаются — присматриваются к острову, где после саммита будет крупнейший в Азии университет.